Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзит российского газа в ЕС после 2020 года вынудит Украину разобрать часть трубы

Транзит российского газа в ЕС после 2020 года вынудит Украину разобрать часть трубы

В случае потери транзита российского газа Киеву придется платить огромные средства на содержание недействующего газопровода, считают в Верховной раде. Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков рекомендует Киеву совместно с ЕС и Россией оценить выгодные транзитные направления, договориться о сохранении их загрузки после 2020 года, а остальную часть трубы разобрать.   

Содержание Украиной недействующего газопровода

Завершение контракта о транзите российского газа в Европу приведет к падению экономики Украины, считает депутат Верховной рады Вадим Рабинович. При этом он отмечает, что Киеву придется платить огромные средства на содержание недействующего газопровода. Под эти цели, по подсчетам Рабиновича, необходимо до 3 млрд долларов в год. Нынешний контракт заканчивается 1 января 2020 года, а по будущей загрузке трубы трехсторонние консультации России, Украины и Еврокомиссии результатов пока не дали.

«Конечно, Украина потеряет деньги в случае уменьшения прокачки, но транзит нужен всем трем сторонам, участвующим в переговорах - и РФ, и Украине, и ЕС. Оценивая содержание газопровода в 3 млрд долларов, в Киеве немного преувеличивают, потому что сегодня от транзита Украина получает схожий доход, но далеко не все они уходят на поддержание в рабочем состоянии трубы. В реальности содержание стоит меньше, но оно все равно огромное, поэтому часть труб придется сокращать, в полном объеме эта ГТС не нужна.

Сейчас Киев на переговорах выставляют требования обязательной прокачки около 140 млрд кубов, но понятное дело, что никто столько качать не будет. Даже сейчас такой объем через Украину не проходит, а после запуска «Северного потока-2» и «Турецкого потока» транзит уменьшится в разы. Есть вероятность, что к 2020 году не успеют достроить и расширить продолжение этих труб в полном объеме на территории ЕС и через Украины придется качать около 30-40 млрд кубов. Но к 2021 году эти объемы снизятся до 10-15 млрд кубов», - предполагает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Наиболее конструктивная позиция для Украины, по мнению Юшкова,  не заявлять на переговорах о заранее неисполнимых требованиях по транзиту в 140 млрд кубов и повышенной ставке на прокачку. Вместо этого лучше узнать у представителей ЕС, какие страны будут закупать у РФ газ и в каких объемах, после чего посмотреть, в какие страны РФ намерена качать газ по обходным газопроводам, а в какие было бы выгодно прокачивать через  украинскую ГТС. 

Варианты сохранения транзита газа через Украину

«Всю остальную часть трубы лучше разобрать и не тратить на нее деньги, потому что эти участки никогда никому нужны не будут. Я думаю, что контракт все равно будет подписан, но не раньше лета. У Украины выборы в марте, поэтому сейчас там никто не может конструктивно говорить, иначе их обвинят в предательстве.

Со стороны ЕС тоже переговорщики меняются, так как Шефчович в апреле как минимум на время уйдет со своего нынешнего поста, чтобы принять участие в выборах на родине. Только российская сторона останется в низменном составе переговорщиков», - отмечает Юшков.

На прошлой неделе в Брюсселе состоялись трехсторонние консультации России, Украины и Еврокомиссии по транзиту газа после 2019 года. Продолжить обсуждение стороны договорились в мае. Еврокомиссия предложили РФ и Украине подписать контракт на срок более десяти лет с привлекательными объемами для инвесторов, которых будут приглашать для модернизации украинской ГТС. Но министр энергетики Александр Новак заявил, что контракт должен быть коммерчески оправданным, а маршрут – конкурентоспособным.

«Если речь идет про долгосрочный документ, то он будет носить формат меморандума. Иными словами, если хотите покачивать газ, то доставка будет определяться по такой-то формуле, а если не прокачиваете, то ничего не платите. Россия может согласиться на долгосрочный контракт, но без обязательств по прокачке и без условия «качай или плати». В этом варианте возможно, иначе никак. Контракт, где прописаны даже приблизительные цифры, «Газпром» подписывать не будет.

Один раз российская компания уже обожглась в Стокгольмском арбитраже. По действующему контракту был условия, что мы планируем качать 110 млрд кубов. При этом ни слова про «качай или плати» или штрафные санкции там не было. Тем не менее, при разбирательстве в Стокгольме арбитраж назвал прописанный объем обязательством и выписал «Газпрому» штраф, за прокачку меньших объемов. Такой ситуации больше не повторится», - резюмирует Игорь Юшков.  

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 28.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики