Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзит российского газа в ЕС после 2020 года вынудит Украину разобрать часть трубы

Транзит российского газа в ЕС после 2020 года вынудит Украину разобрать часть трубы

В случае потери транзита российского газа Киеву придется платить огромные средства на содержание недействующего газопровода, считают в Верховной раде. Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков рекомендует Киеву совместно с ЕС и Россией оценить выгодные транзитные направления, договориться о сохранении их загрузки после 2020 года, а остальную часть трубы разобрать.   

Содержание Украиной недействующего газопровода

Завершение контракта о транзите российского газа в Европу приведет к падению экономики Украины, считает депутат Верховной рады Вадим Рабинович. При этом он отмечает, что Киеву придется платить огромные средства на содержание недействующего газопровода. Под эти цели, по подсчетам Рабиновича, необходимо до 3 млрд долларов в год. Нынешний контракт заканчивается 1 января 2020 года, а по будущей загрузке трубы трехсторонние консультации России, Украины и Еврокомиссии результатов пока не дали.

«Конечно, Украина потеряет деньги в случае уменьшения прокачки, но транзит нужен всем трем сторонам, участвующим в переговорах - и РФ, и Украине, и ЕС. Оценивая содержание газопровода в 3 млрд долларов, в Киеве немного преувеличивают, потому что сегодня от транзита Украина получает схожий доход, но далеко не все они уходят на поддержание в рабочем состоянии трубы. В реальности содержание стоит меньше, но оно все равно огромное, поэтому часть труб придется сокращать, в полном объеме эта ГТС не нужна.

Сейчас Киев на переговорах выставляют требования обязательной прокачки около 140 млрд кубов, но понятное дело, что никто столько качать не будет. Даже сейчас такой объем через Украину не проходит, а после запуска «Северного потока-2» и «Турецкого потока» транзит уменьшится в разы. Есть вероятность, что к 2020 году не успеют достроить и расширить продолжение этих труб в полном объеме на территории ЕС и через Украины придется качать около 30-40 млрд кубов. Но к 2021 году эти объемы снизятся до 10-15 млрд кубов», - предполагает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Наиболее конструктивная позиция для Украины, по мнению Юшкова,  не заявлять на переговорах о заранее неисполнимых требованиях по транзиту в 140 млрд кубов и повышенной ставке на прокачку. Вместо этого лучше узнать у представителей ЕС, какие страны будут закупать у РФ газ и в каких объемах, после чего посмотреть, в какие страны РФ намерена качать газ по обходным газопроводам, а в какие было бы выгодно прокачивать через  украинскую ГТС. 

Варианты сохранения транзита газа через Украину

«Всю остальную часть трубы лучше разобрать и не тратить на нее деньги, потому что эти участки никогда никому нужны не будут. Я думаю, что контракт все равно будет подписан, но не раньше лета. У Украины выборы в марте, поэтому сейчас там никто не может конструктивно говорить, иначе их обвинят в предательстве.

Со стороны ЕС тоже переговорщики меняются, так как Шефчович в апреле как минимум на время уйдет со своего нынешнего поста, чтобы принять участие в выборах на родине. Только российская сторона останется в низменном составе переговорщиков», - отмечает Юшков.

На прошлой неделе в Брюсселе состоялись трехсторонние консультации России, Украины и Еврокомиссии по транзиту газа после 2019 года. Продолжить обсуждение стороны договорились в мае. Еврокомиссия предложили РФ и Украине подписать контракт на срок более десяти лет с привлекательными объемами для инвесторов, которых будут приглашать для модернизации украинской ГТС. Но министр энергетики Александр Новак заявил, что контракт должен быть коммерчески оправданным, а маршрут – конкурентоспособным.

«Если речь идет про долгосрочный документ, то он будет носить формат меморандума. Иными словами, если хотите покачивать газ, то доставка будет определяться по такой-то формуле, а если не прокачиваете, то ничего не платите. Россия может согласиться на долгосрочный контракт, но без обязательств по прокачке и без условия «качай или плати». В этом варианте возможно, иначе никак. Контракт, где прописаны даже приблизительные цифры, «Газпром» подписывать не будет.

Один раз российская компания уже обожглась в Стокгольмском арбитраже. По действующему контракту был условия, что мы планируем качать 110 млрд кубов. При этом ни слова про «качай или плати» или штрафные санкции там не было. Тем не менее, при разбирательстве в Стокгольме арбитраж назвал прописанный объем обязательством и выписал «Газпрому» штраф, за прокачку меньших объемов. Такой ситуации больше не повторится», - резюмирует Игорь Юшков.  

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 28.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики