Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзит российского газа в ЕС после 2020 года вынудит Украину разобрать часть трубы

Транзит российского газа в ЕС после 2020 года вынудит Украину разобрать часть трубы

В случае потери транзита российского газа Киеву придется платить огромные средства на содержание недействующего газопровода, считают в Верховной раде. Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков рекомендует Киеву совместно с ЕС и Россией оценить выгодные транзитные направления, договориться о сохранении их загрузки после 2020 года, а остальную часть трубы разобрать.   

Содержание Украиной недействующего газопровода

Завершение контракта о транзите российского газа в Европу приведет к падению экономики Украины, считает депутат Верховной рады Вадим Рабинович. При этом он отмечает, что Киеву придется платить огромные средства на содержание недействующего газопровода. Под эти цели, по подсчетам Рабиновича, необходимо до 3 млрд долларов в год. Нынешний контракт заканчивается 1 января 2020 года, а по будущей загрузке трубы трехсторонние консультации России, Украины и Еврокомиссии результатов пока не дали.

«Конечно, Украина потеряет деньги в случае уменьшения прокачки, но транзит нужен всем трем сторонам, участвующим в переговорах - и РФ, и Украине, и ЕС. Оценивая содержание газопровода в 3 млрд долларов, в Киеве немного преувеличивают, потому что сегодня от транзита Украина получает схожий доход, но далеко не все они уходят на поддержание в рабочем состоянии трубы. В реальности содержание стоит меньше, но оно все равно огромное, поэтому часть труб придется сокращать, в полном объеме эта ГТС не нужна.

Сейчас Киев на переговорах выставляют требования обязательной прокачки около 140 млрд кубов, но понятное дело, что никто столько качать не будет. Даже сейчас такой объем через Украину не проходит, а после запуска «Северного потока-2» и «Турецкого потока» транзит уменьшится в разы. Есть вероятность, что к 2020 году не успеют достроить и расширить продолжение этих труб в полном объеме на территории ЕС и через Украины придется качать около 30-40 млрд кубов. Но к 2021 году эти объемы снизятся до 10-15 млрд кубов», - предполагает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Наиболее конструктивная позиция для Украины, по мнению Юшкова,  не заявлять на переговорах о заранее неисполнимых требованиях по транзиту в 140 млрд кубов и повышенной ставке на прокачку. Вместо этого лучше узнать у представителей ЕС, какие страны будут закупать у РФ газ и в каких объемах, после чего посмотреть, в какие страны РФ намерена качать газ по обходным газопроводам, а в какие было бы выгодно прокачивать через  украинскую ГТС. 

Варианты сохранения транзита газа через Украину

«Всю остальную часть трубы лучше разобрать и не тратить на нее деньги, потому что эти участки никогда никому нужны не будут. Я думаю, что контракт все равно будет подписан, но не раньше лета. У Украины выборы в марте, поэтому сейчас там никто не может конструктивно говорить, иначе их обвинят в предательстве.

Со стороны ЕС тоже переговорщики меняются, так как Шефчович в апреле как минимум на время уйдет со своего нынешнего поста, чтобы принять участие в выборах на родине. Только российская сторона останется в низменном составе переговорщиков», - отмечает Юшков.

На прошлой неделе в Брюсселе состоялись трехсторонние консультации России, Украины и Еврокомиссии по транзиту газа после 2019 года. Продолжить обсуждение стороны договорились в мае. Еврокомиссия предложили РФ и Украине подписать контракт на срок более десяти лет с привлекательными объемами для инвесторов, которых будут приглашать для модернизации украинской ГТС. Но министр энергетики Александр Новак заявил, что контракт должен быть коммерчески оправданным, а маршрут – конкурентоспособным.

«Если речь идет про долгосрочный документ, то он будет носить формат меморандума. Иными словами, если хотите покачивать газ, то доставка будет определяться по такой-то формуле, а если не прокачиваете, то ничего не платите. Россия может согласиться на долгосрочный контракт, но без обязательств по прокачке и без условия «качай или плати». В этом варианте возможно, иначе никак. Контракт, где прописаны даже приблизительные цифры, «Газпром» подписывать не будет.

Один раз российская компания уже обожглась в Стокгольмском арбитраже. По действующему контракту был условия, что мы планируем качать 110 млрд кубов. При этом ни слова про «качай или плати» или штрафные санкции там не было. Тем не менее, при разбирательстве в Стокгольме арбитраж назвал прописанный объем обязательством и выписал «Газпрому» штраф, за прокачку меньших объемов. Такой ситуации больше не повторится», - резюмирует Игорь Юшков.  

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 28.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики