Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Юридически необоснованно": эксперт рассказал о провале критиков "Северного потока-2" в Евросоюзе

"Юридически необоснованно": эксперт рассказал о провале критиков "Северного потока-2" в Евросоюзе

Проект «Северный поток-2» является важнейшим двусторонним проектом России и Германии, который стал компромиссом между Москвой и Берлином ввиду тех трудностей, что представляет собой газовый транзит через Украину. 

Давление на «Северный поток-2» продолжается

Естественно, по этой причине данный проект постоянно подвергается критике со всех сторон, причем особенно усердствуют те государства, которые пытаются оказать давление на нашу страну из-за событий 2014 года, разделивших страны старого континента.

Учитывая то обстоятельство, что остановить «Северный поток-2» уже не представляется возможным – очевидно, что данный проект будет достроен, в ход идут новые сомнительные предложения. Например, в виде искусственных ограничений, которые критики сотрудничества России и Германии хотят применить против «Северного потока-2» на уровне общеевропейских политических структур.

Ведь есть же пример «Третьего энергопакета», который искусственно ограничил пропускную способность первого «Северного потока», применив к нему особые положения европейского законодательства. Хотя проект «Северного потока-2» оформлен иначе – на бумаге это газопровод, который не заходит на территорию Евросоюза и, соответственно, не подпадает под действие его внутреннего законодательства.

Другой вопрос, что сторонников давления на этот проект данное обстоятельство не останавливает, в результате чего, они придумывают все новые предложения – например, в виде принятия третьей ревизии поправок в Газовую директиву Евросоюза. 

Требования Евросоюза носят искусственный и политический характер

Интересно, что Германия и Нидерланды уже выступили против этого предложения, причем Берлин отметил, что он не возражает против регулирования газовой инфраструктуры, которая соединяет Евросоюз и третьи страны, но данный пакет мер направлен против одного проекта, т.е. «Северного потока-2», а все другие начинания, как и в случае Третьего энергопакета, получат здесь особые «исключения».

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что данные предложения Евросоюза направлены исключительно против нормальной работы «Северного потока-2».

«Газовая директива – это нормативный пакет Еврокомиссии, которая пытается распространить европейские правила на те газовые проекты, что соединяют территорию Евросоюза и те государства, которые в него непосредственно не входят», - заключает Гривач.

Проблема здесь заключается в том, что, как отмечает эксперт, данный пакет мер был придуман Еврокомиссией исключительно для того, чтобы воздействовать на Россию и российские энергетические проекты, а поэтому имеет не экономический, а политический характер. 

Евросоюз пытается ввести дискриминационное регулирование

Все это в очередной раз подтверждает тот факт, что подобное давление на «Северный поток-2» носит искусственный характер и не имеет под собой каких-либо осязаемых смыслов кроме создания все новых трудностей для стратегических российских проектов.

«В качества объекта давления здесь, главным образом, выступает «Северный поток-2», а также другие газотранспортные проекты, если они в ближайшее время будут предложены российской стороной и ее европейскими партнерами», - констатирует Гривач.

По словам Алексея Игоревича, в Газовой директиве Евросоюза заложено откровенно дискриминационное регулирование. Кроме того, из заключений юридических служб Еврокомиссии и Евросовета видно, что данные поправки Брюсселя юридически необоснованны по той причине, что они предлагают европейское экстерриториальное регулирование в отношении международных проектов.

Здесь нужно отметить, что «Северный поток-2» был специально ограничен международными водами, чтобы он не мог подпасть под юрисдикцию Еврокомиссии, а последняя, в свою очередь, пытается дать ответ на это своими неправовыми инициативами. 

Все это проводится по указке США

«Просто «Северный поток-2» не работает на территории Евросоюза, как и любой другой морской газопровод. Он, конечно, выходит на территорию Евросоюза, но какой-либо операционной деятельности там не ведет», - резюмирует Гривач.

Соответственно, любые попытки европейских властей распространить свою юрисдикцию на подобные проекты не являются юридически обоснованной политикой, в результате чего, и идет текущий юридический торг между участниками данной дискуссии.

«Суть этого торга заключается в том, что сторонники позиции США по запрещению или ограничению поставок российского газа на рынок европейских государств пытаются внести подобные поправки до реализации «Северного потока-2», чтобы осложнить реализацию данного проекта, а противники подобных мер, соответственно, противостоят этим инициативам», - заключает Гривач.

Политика сторонников «Северного потока-2» и развития энергетических отношений с Россией, как отмечает эксперт, заключается в том, чтобы затянуть принятие данных решений на уровне Еврокомиссии, чтобы они не оказывали на него какого-либо давления. 

Все это в очередной раз показывает, что в основе данных трений заключены политические моменты, а именно продолжение давления США на Россию с использованием тех энергетических рычагов, которые существуют сегодня в Евросоюзе.

Кроме того, здесь есть и долгосрочная цель в виде принуждения стран Евросоюза к закупке американских энергоресурсов, что, по сути своей, означает прямое субсидирование американской экономики ввиду общей нерентабельности данных транзакций.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 29.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики