Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Юридически необоснованно": эксперт рассказал о провале критиков "Северного потока-2" в Евросоюзе

"Юридически необоснованно": эксперт рассказал о провале критиков "Северного потока-2" в Евросоюзе

Проект «Северный поток-2» является важнейшим двусторонним проектом России и Германии, который стал компромиссом между Москвой и Берлином ввиду тех трудностей, что представляет собой газовый транзит через Украину. 

Давление на «Северный поток-2» продолжается

Естественно, по этой причине данный проект постоянно подвергается критике со всех сторон, причем особенно усердствуют те государства, которые пытаются оказать давление на нашу страну из-за событий 2014 года, разделивших страны старого континента.

Учитывая то обстоятельство, что остановить «Северный поток-2» уже не представляется возможным – очевидно, что данный проект будет достроен, в ход идут новые сомнительные предложения. Например, в виде искусственных ограничений, которые критики сотрудничества России и Германии хотят применить против «Северного потока-2» на уровне общеевропейских политических структур.

Ведь есть же пример «Третьего энергопакета», который искусственно ограничил пропускную способность первого «Северного потока», применив к нему особые положения европейского законодательства. Хотя проект «Северного потока-2» оформлен иначе – на бумаге это газопровод, который не заходит на территорию Евросоюза и, соответственно, не подпадает под действие его внутреннего законодательства.

Другой вопрос, что сторонников давления на этот проект данное обстоятельство не останавливает, в результате чего, они придумывают все новые предложения – например, в виде принятия третьей ревизии поправок в Газовую директиву Евросоюза. 

Требования Евросоюза носят искусственный и политический характер

Интересно, что Германия и Нидерланды уже выступили против этого предложения, причем Берлин отметил, что он не возражает против регулирования газовой инфраструктуры, которая соединяет Евросоюз и третьи страны, но данный пакет мер направлен против одного проекта, т.е. «Северного потока-2», а все другие начинания, как и в случае Третьего энергопакета, получат здесь особые «исключения».

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что данные предложения Евросоюза направлены исключительно против нормальной работы «Северного потока-2».

«Газовая директива – это нормативный пакет Еврокомиссии, которая пытается распространить европейские правила на те газовые проекты, что соединяют территорию Евросоюза и те государства, которые в него непосредственно не входят», - заключает Гривач.

Проблема здесь заключается в том, что, как отмечает эксперт, данный пакет мер был придуман Еврокомиссией исключительно для того, чтобы воздействовать на Россию и российские энергетические проекты, а поэтому имеет не экономический, а политический характер. 

Евросоюз пытается ввести дискриминационное регулирование

Все это в очередной раз подтверждает тот факт, что подобное давление на «Северный поток-2» носит искусственный характер и не имеет под собой каких-либо осязаемых смыслов кроме создания все новых трудностей для стратегических российских проектов.

«В качества объекта давления здесь, главным образом, выступает «Северный поток-2», а также другие газотранспортные проекты, если они в ближайшее время будут предложены российской стороной и ее европейскими партнерами», - констатирует Гривач.

По словам Алексея Игоревича, в Газовой директиве Евросоюза заложено откровенно дискриминационное регулирование. Кроме того, из заключений юридических служб Еврокомиссии и Евросовета видно, что данные поправки Брюсселя юридически необоснованны по той причине, что они предлагают европейское экстерриториальное регулирование в отношении международных проектов.

Здесь нужно отметить, что «Северный поток-2» был специально ограничен международными водами, чтобы он не мог подпасть под юрисдикцию Еврокомиссии, а последняя, в свою очередь, пытается дать ответ на это своими неправовыми инициативами. 

Все это проводится по указке США

«Просто «Северный поток-2» не работает на территории Евросоюза, как и любой другой морской газопровод. Он, конечно, выходит на территорию Евросоюза, но какой-либо операционной деятельности там не ведет», - резюмирует Гривач.

Соответственно, любые попытки европейских властей распространить свою юрисдикцию на подобные проекты не являются юридически обоснованной политикой, в результате чего, и идет текущий юридический торг между участниками данной дискуссии.

«Суть этого торга заключается в том, что сторонники позиции США по запрещению или ограничению поставок российского газа на рынок европейских государств пытаются внести подобные поправки до реализации «Северного потока-2», чтобы осложнить реализацию данного проекта, а противники подобных мер, соответственно, противостоят этим инициативам», - заключает Гривач.

Политика сторонников «Северного потока-2» и развития энергетических отношений с Россией, как отмечает эксперт, заключается в том, чтобы затянуть принятие данных решений на уровне Еврокомиссии, чтобы они не оказывали на него какого-либо давления. 

Все это в очередной раз показывает, что в основе данных трений заключены политические моменты, а именно продолжение давления США на Россию с использованием тех энергетических рычагов, которые существуют сегодня в Евросоюзе.

Кроме того, здесь есть и долгосрочная цель в виде принуждения стран Евросоюза к закупке американских энергоресурсов, что, по сути своей, означает прямое субсидирование американской экономики ввиду общей нерентабельности данных транзакций.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 29.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики