Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Юридически необоснованно": эксперт рассказал о провале критиков "Северного потока-2" в Евросоюзе

"Юридически необоснованно": эксперт рассказал о провале критиков "Северного потока-2" в Евросоюзе

Проект «Северный поток-2» является важнейшим двусторонним проектом России и Германии, который стал компромиссом между Москвой и Берлином ввиду тех трудностей, что представляет собой газовый транзит через Украину. 

Давление на «Северный поток-2» продолжается

Естественно, по этой причине данный проект постоянно подвергается критике со всех сторон, причем особенно усердствуют те государства, которые пытаются оказать давление на нашу страну из-за событий 2014 года, разделивших страны старого континента.

Учитывая то обстоятельство, что остановить «Северный поток-2» уже не представляется возможным – очевидно, что данный проект будет достроен, в ход идут новые сомнительные предложения. Например, в виде искусственных ограничений, которые критики сотрудничества России и Германии хотят применить против «Северного потока-2» на уровне общеевропейских политических структур.

Ведь есть же пример «Третьего энергопакета», который искусственно ограничил пропускную способность первого «Северного потока», применив к нему особые положения европейского законодательства. Хотя проект «Северного потока-2» оформлен иначе – на бумаге это газопровод, который не заходит на территорию Евросоюза и, соответственно, не подпадает под действие его внутреннего законодательства.

Другой вопрос, что сторонников давления на этот проект данное обстоятельство не останавливает, в результате чего, они придумывают все новые предложения – например, в виде принятия третьей ревизии поправок в Газовую директиву Евросоюза. 

Требования Евросоюза носят искусственный и политический характер

Интересно, что Германия и Нидерланды уже выступили против этого предложения, причем Берлин отметил, что он не возражает против регулирования газовой инфраструктуры, которая соединяет Евросоюз и третьи страны, но данный пакет мер направлен против одного проекта, т.е. «Северного потока-2», а все другие начинания, как и в случае Третьего энергопакета, получат здесь особые «исключения».

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что данные предложения Евросоюза направлены исключительно против нормальной работы «Северного потока-2».

«Газовая директива – это нормативный пакет Еврокомиссии, которая пытается распространить европейские правила на те газовые проекты, что соединяют территорию Евросоюза и те государства, которые в него непосредственно не входят», - заключает Гривач.

Проблема здесь заключается в том, что, как отмечает эксперт, данный пакет мер был придуман Еврокомиссией исключительно для того, чтобы воздействовать на Россию и российские энергетические проекты, а поэтому имеет не экономический, а политический характер. 

Евросоюз пытается ввести дискриминационное регулирование

Все это в очередной раз подтверждает тот факт, что подобное давление на «Северный поток-2» носит искусственный характер и не имеет под собой каких-либо осязаемых смыслов кроме создания все новых трудностей для стратегических российских проектов.

«В качества объекта давления здесь, главным образом, выступает «Северный поток-2», а также другие газотранспортные проекты, если они в ближайшее время будут предложены российской стороной и ее европейскими партнерами», - констатирует Гривач.

По словам Алексея Игоревича, в Газовой директиве Евросоюза заложено откровенно дискриминационное регулирование. Кроме того, из заключений юридических служб Еврокомиссии и Евросовета видно, что данные поправки Брюсселя юридически необоснованны по той причине, что они предлагают европейское экстерриториальное регулирование в отношении международных проектов.

Здесь нужно отметить, что «Северный поток-2» был специально ограничен международными водами, чтобы он не мог подпасть под юрисдикцию Еврокомиссии, а последняя, в свою очередь, пытается дать ответ на это своими неправовыми инициативами. 

Все это проводится по указке США

«Просто «Северный поток-2» не работает на территории Евросоюза, как и любой другой морской газопровод. Он, конечно, выходит на территорию Евросоюза, но какой-либо операционной деятельности там не ведет», - резюмирует Гривач.

Соответственно, любые попытки европейских властей распространить свою юрисдикцию на подобные проекты не являются юридически обоснованной политикой, в результате чего, и идет текущий юридический торг между участниками данной дискуссии.

«Суть этого торга заключается в том, что сторонники позиции США по запрещению или ограничению поставок российского газа на рынок европейских государств пытаются внести подобные поправки до реализации «Северного потока-2», чтобы осложнить реализацию данного проекта, а противники подобных мер, соответственно, противостоят этим инициативам», - заключает Гривач.

Политика сторонников «Северного потока-2» и развития энергетических отношений с Россией, как отмечает эксперт, заключается в том, чтобы затянуть принятие данных решений на уровне Еврокомиссии, чтобы они не оказывали на него какого-либо давления. 

Все это в очередной раз показывает, что в основе данных трений заключены политические моменты, а именно продолжение давления США на Россию с использованием тех энергетических рычагов, которые существуют сегодня в Евросоюзе.

Кроме того, здесь есть и долгосрочная цель в виде принуждения стран Евросоюза к закупке американских энергоресурсов, что, по сути своей, означает прямое субсидирование американской экономики ввиду общей нерентабельности данных транзакций.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 29.01.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики