Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Подготовка к разморозке цен": о влиянии проверок качества бензина на стоимость топлива рассказал эксперт

"Подготовка к разморозке цен": о влиянии проверок качества бензина на стоимость топлива рассказал эксперт

О первых результатах проверок качества бензина в России отчитались в Минпромторге, выявив ряд нарушений на автозаправках. Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков связывает проверки с предстоящим окончанием заморозки цен, после которого правительство пойдет на послабления нефтяникам. В этом случае цены будут немного повышены, но качество бензина заметно улучшится. 

Исследование качества бензина в РФ

Роскачество, Минпромторг и Росстандарт провели совместное исследование качества бензина на шестидесяти АЗС в Ставропольском крае. Ведомства проверяли качество бензина АИ-92, который продают на 26 сетевых и 34 частных заправках региона. Бензин оценивали по десяткам показателей качества и безопасности.

В итоге в семи случаях из шестидесяти автомобилистам предложили на заправке фальсифицированный продукт. Самым частым нарушением стало несоблюдение порядка обращения топлива на рынке, то есть продавцы просто не смогли предъявить паспорт продукта, подтверждающий его качество.

«Проблема фальсификата всегда была и сохраняется до сих пор. Вопрос в том, в чем кроется причина нарушений. Когда у нас в ноябре прошлого года ввели ручное управление ценами, так называемую заморозку, то АЗС оказались ограничены максимальной ценой. Ситуация привела к тому, что компании в опте покупали топливо по высокой рыночной цене, а продавать вынуждены были по низкой. Чтобы не разориться, они начали разбавлять бензин.

Но это только одна из возможных причин некачественного топлива, возможно, собственники АЗС хотели заработать сверхприбыль. В целом такой ситуации быть не должно, так как ноябрьское соглашение с крупными нефтяными компаниями предполагало, что независимым АЗС на оптовом рынке продают топливо по фиксированной цене. Далее те делают согласованную надбавку и уже реализуют на обычном рынке. При этом вертикально интегрированным компаниям нет смысла разбавлять топливо, так как они все равно получат свою прибыль за счет экспорта и других вещей», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» Игорь Юшков.

Проверки показали, что в семи случаях из 60 специалисты выявили нарушения обязательных требований, отмечает глава Минпромторга Денис Мантуров. Причем в большинстве случаев именно бензин с небольших заправок частных предпринимателей не соответствовал требованиям. Как ранее отметил эксперт Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев, незаконное смешивание в основном происходит на нефтебазах. 

Влияние разморозки цен на стоимость топлива 

Если смотреть по АЗС, то крупные нефтяные компании, обладающие сетевыми рынками, вряд ли будут подвергать сомнению свою репутацию. Кроме того, согласно выводам исследования, топливо независимых заправок по цене ниже, чем на сетевых АЗС, но уступает по качеству бензину крупных автозаправочных станций.

«Независимым АЗС, конечно, приходится непросто. Если автолюбитель видит вывеску неизвестной заправки рядом с названием вертикально-интегрированной компании, работающей по всей России, то как правило, он выбирает крупную сетевую АЗС. Водитель предполагает, что там качество бензина будет выше, так как крупная компания дорожит своей репутацией. Единственное, чем можно заманить на небольшую АЗС, это более привлекательной ценой.

Скорее всего, после разморозки цен на топливо в марте правительство пойдет на послабления нефтяникам. Они дадут им возможность немного повысить стоимость топлива, применив для контроля стоимости немного другой механизм. Нефтяники намерены разделить с правительством ответственность и убытки не только за счет сдерживания цен на топливо, но и за счет введения плавающего акциза. На этом фоне цена, скорее всего, подрастет. Проверкой же цен государство показывает, что оно гарантирует высокое качество топлива на рынке, но при этом цены могут немного повыситься», - предполагает Игорь Юшков.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 07.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики