Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сдержать Германию: почему Франция готова выступить против «Северного потока — 2»

Сдержать Германию: почему Франция готова выступить против «Северного потока — 2»

МИД Франции поддержал пересмотр газовой директивы Евросоюза, которая затронет строительство газопровода «Северный поток — 2». Поправки к газовой директиве предусматривают распространение ключевых принципов регулирования европейского рынка газа на трубопроводы за пределами сообщества. Едва ли это станет реальным препятствием на пути к завершению строительства «Северного потока  2», но почему у критиков газопровода может появиться новый союзник? 

Третий энергетический пакет ЕС, принятый десять лет назад, запретил компаниям осуществлять одновременно и поставку, и транспортировку газа. Российская сторона неоднократно выражала недовольство этим условием. В затруднительном положении из-за европейского газового законодательства уже оказалась первая нитка «Северного потока»: из-за бюрократических ухищрений его пропускная способность была существенно уменьшена.

Но новому трубопроводу, который формально не заходит на территорию ЕС, нормы Третьего энергопакета не угрожают. По документам он чист перед законом. «"Северный поток — 2" полностью отвечает европейскому законодательству и конкретно Третьему энергопакету, поскольку заканчивается до того, как входит на территорию Германии», — отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. То есть говорить о газовой директиве в контексте укладки трубопровода по дну Балтийского моря неуместно в принципе.

Но в генеральном директорате по энергетике Еврокомиссии (ЕК) три года назад пришли к иному выводу: на морскую часть газопровода распространяется территориальная юрисдикция Финляндии, Швеции, Дании и Германии, которые должны соблюдать требования Третьего энергопакета. Позже предложение применить его нормы к «Северному потоку — 2» было утверждено официально, когда Еврокомиссия настояла на пересмотре понятия «интерконнектор».

«В то время как законодательство ЕС в целом распространяется на территориальные воды и исключительную экономическую зону государств — членов ЕС, директива 2009/73/EC1 (далее "Газовая директива") прямо не устанавливает правовые рамки для газопроводов в третьи страны и из них, — говорится в предложении Еврокомиссии. — В результате проведенного правового анализа был сделан вывод о том, что правила, применимые к газотранспортным трубопроводам, соединяющим два или более государств-членов, которые подпадают под определение "интерконнектор", неприменимы к таким трубопроводам, входящим в ЕС».

Казалось бы, дело за малым: нужно только четче прописать нормы газового законодательства, и тогда проект «Северного потока — 2» придется как минимум переформатировать.

Но протащить поправки через Европарламент и Совет ЕС, которые в 2009 году принимали Третий энергопакет, очень непросто. Почти невозможно, учитывая жесткое сопротивление Германии любым попыткам воспрепятствовать строительству газопровода.

Когда суда-трубоукладчики «Северного потока — 2» фактически выходят на финишную прямую, о пересмотре директивы 2009/73/EC1 можно даже не вспоминать. Но блюстители «энергетической безопасности» Европы все равно цепляются за этот спасательный круг.

В очередной раз тему внесения поправок в Третий энергопакет поднимает председательствующая в Совете ЕС Румыния. Румынский министр энергетики и не скрывает, что инициатива направлена конкретно против «Газпрома»: Россию нужно лишить права единоличного пользования газопроводом, позволив использовать его другим странам. 

Для Москвы этот вариант неприемлем.

Теоретически «Северный поток — 2» может оказаться на грани срыва, если на него распространятся требования газовой директивы ЕС.

Румынских товарищей поспешили поддержать в «Нафтогазе». Руководитель компании Андрей Коболев и до этого заявлял, что если доступ к российской трубе получат другие поставщики, то РФ может сама отказаться от проекта.

Но новость о румынском «наскоке» на «Газпром» в прессе восприняли без особого энтузиазма. Можно только позавидовать оптимизму человека, который рассчитывает, что одна из беднейших стран ЕС в вопросе «Северного потока — 2» пробьет глухую немецкую оборону.

И дело здесь не только в Германии: вокруг Берлина группируются другие европейские государства, поддерживающие строительство второй нитки газопровода по дну Балтийского моря. В их числе Нидерланды, Австрия, Болгария и так далее. Францию традиционно относят к этой группе.

Но европейская пресса внезапно сообщает о том, что в лице французского правительства у противников «Северного потока — 2» может появиться мощный союзник.

С одной стороны, это может показаться нелогичным, ведь в числе пяти компаний, которые должны обеспечить 50% финансирования проекта, есть и французская Engie. В руководстве компании всегда пресекали любые попытки политизации партнерства с Nord Stream 2 AG, которую контролирует «Газпром», и заявляли о безусловной пользе прокладки нового маршрута поставок газа в Европу.

Разговоры о том, что Франция поддерживает строительство второй нитки «Северного потока», чаще всего основываются на позиции Engie. Но официальный Париж в список сторонников газопровода попадает скорее по принципу «Молчание — знак согласия».

Да, французские власти не вставляют палки в колеса немецко-российскому сотрудничеству в сфере энергетики, но их позиция по вопросу прокладки нового трубопровода остается невнятной. Чаще всего они предпочитают отмалчиваться.

Если же дело доходит до официальных заявлений, звучат они весьма неуверенно. Вспомним хотя бы президента Франции Эммануэля Макрона. В ответ на критику американского лидера он заявлял, что члены НАТО имеют право самостоятельно решать, будут ли они участвовать в строительстве «Северного потока — 2».

Однако тот же Макрон утверждает, что новый газопровод ставит под вопрос энергетическую безопасность Европы.

«Это дело очень чувствительное, с чем согласна и канцлер Германии Ангела Меркель. Оно сеет сомнения по отношению к нашей коллективной и энергетической суверенности перед Россией. Мы должны вести такую энергетическую политику, которая, с одной стороны, сокращает вредные выбросы, с другой — обеспечивает энергетическую независимость Евросоюза, в том числе от России», — говорит президент Франции. 

Уже на основании этого можно сделать вывод о неоднозначном отношении Парижа к «Северному потоку — 2». А Die Welt и вовсе пишет, что отношения между Берлином и Парижем ухудшаются из-за скорого ввода трубопровода в эксплуатацию. Публикация Die Welt появилась незадолго до того, как прозвучало сообщение о намерении Франции поддержать поправки к Третьему энергопакету ЕС.

«Мы не хотим усиливать зависимость от России и при этом еще навредить интересам стран ЕС, таких как Польша и Словакия», — заявляет источник Süddeutsche Zeitung в правительстве Франции. Аргументация стандартная: суверенитет, безопасность, «монополия Газпрома»…

Однако подлинные причины недовольства Парижа более чем понятны. «Какую риторику мы слышим со стороны США и даже со стороны многих стран Евросоюза, которые выступают против "Северного потока — 2"? — говорил в интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru советник генерального директора ООО «Газпром экспорт» Андрей Конопляник. — Это-де поставки в Германию, это-де приведет к доминированию Германии в ЕС, Германия станет хабом (газораспределительным центром — прим. RuBaltic.Ru) для Европы, Германия будет перепродавать газ… То есть произойдет усиление Германии».

Францию, которая под руководством Эммануэля Макрона претендует на роль нового центра силы в объединенной Европе, это не может не задевать. Как и другие страны, которые болезненно относятся к растущей мощи Германии.

Не потому ли пресловутой «энергетической безопасностью» прикрываются, к примеру, поляки? 

Автор: Алексей Ильяшевич

Источник: RuBaltic.Ru, 08.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики