Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьбу «Северного потока — 2» решит Германия: кто мешает строительству

Судьбу «Северного потока — 2» решит Германия: кто мешает строительству

Берлин и Париж не будут ставить палки в колеса российскому газопроводу

Европейские противники «Северного потока - 2» (СП-2) упустили последнюю возможность воспрепятствовать создания нового газового маршрута из России в страны Старого Света. Франция, на днях неожиданно выступившая против трубопровода, достигла компромисса с Германией и делегировала Берлину право решать дальнейшую судьбу проекта. Канцлер ФРГ Ангела Меркель неоднократно давала понять, что СП-2 не только не навредит энергобезопасности Европы, но и диверсифицирует источники поставок «голубого топлива». Теперь, как полагают российские и немецкие эксперты, даже несмотря сопротивление США, которые продолжают требовать остановить строительство нового газопровода, вопрос его создания остается лишь делом времени.

Как сообщило Agence France-Presse, Берлин и Париж урегулировали спор вокруг СП - 2 и достигли соглашения относительно поправок к Газовой директиве Евросоюза, которые рассматривались 8 февраля в рамках заседания постпредов ЕС в Брюсселе. Хотя немецко-французский проект компромиссного документа предусматривает ужесточение директивы, то есть распространение на морские газопроводные маршруты в Европу принципов Третьего энергопакета ЕС, но он закрепляет право их применения за Германией, которая открыто поддерживает строительство СП-2 даже несмотря на жесткую критику со стороны Вашингтона.

Интрига вокруг нового российского газопровода сохранялась до последнего момента. Накануне заседания в Брюсселе против проекта неожиданно выступил Париж. МИД Франции сообщил, что страна поддержит поправки к Газовой директиве ЕС, которые могли бы осложнить завершение строительства и будущую работу СП-2.

Поправки, о которых идет речь, подразумевают, что поставщик газа не вправе владеть магистральными трубопроводами на территории ЕС и должен предоставить доступ к транспортным мощностям альтернативным производителям топлива. Они были подготовлены еще два года назад, но их введение было отложено из-за сопротивления ряда европейских стран, заинтересованных в создании СП-2. «Газпром», который является основным акционером СП-2, в случае принятия поправок попадал в затруднительное положение, поскольку именно он будет единоличным поставщиком «голубого топлива» по данному маршруту.

По словам заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, компромисс между Берлином и Парижем на таких условиях можно считать наиболее приемлемым вариантом разрешения дилеммы. С одной стороны, противники СП-2 добились желаемого, так как поправки в Газовую директиву будут приняты. С другой стороны, Германия, которая совместно с Россией являлась инициатором создания газопровода, вряд ли станет осложнять жизнь реализуемому вместе с нашей страной проекту. «Станем ли мы зависимыми от России из-за этого второго газопровода? Мой ответ — нет», — подчеркнула накануне заседания в Брюсселе немецкий канцлер.

Как полагает член правления российского-германского форума Мартин Гофман, теперь можно не сомневаться, что «Северный поток-2» будет достроен. «Самое главное для Европы — европейские проекты. Ссора между Меркель и Макроном не могла длиться долго. Они зависят друг от друга. Если Меркель и Макрон ссорятся, это представляет опасность для всей Европы. Они не станут рисковать», – считает немецкий эксперт.

Реализация СП-2 в настоящее время завершена примерно на 30% — уже проложено более 500 км трубопровода по дну Балтийского моря от России к Германии. К концу года ожидается начало пробных поставок «голубого топлива» по новому маршруту. После достижения Берлином и Парижем компромисса, можно рассчитывать, что участники проекта уложатся в заявленные сроки.

Последним препятствием завершения строительства СП-2 остается Дания, которая пока не дала согласия на прокладку газопровода в своих территориальных морских водах. Вашингтон пытается склонить Копенгаген на отрицательный ответ. Помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон обсуждал ситуацию вокруг проекта с министром иностранных дел Дании Андерсом Самуэльсеном в тот же день, когда в Брюсселе рассматривался вопрос о поправках в Газовую директиву. Впрочем, даже если Копенгаген выступит против СП-2, то «Газпром» сможет изменить маршрут газопровода, чтобы он не сходил в сферу датской юрисдикции. 

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 08.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики