Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бюрократические процедуры ЕС по Газовой директиве ускорят "Северный поток-2"

Бюрократические процедуры ЕС по Газовой директиве ускорят "Северный поток-2"

Ужесточение Газовой директивы ЕС не осложнит реализацию "Северного потока-2", более того, затягивание процесса по утверждению поправок только на руку проекту. Так считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Румыния, которая председательствует в Совете Евросоюза, получила мандат от послов стран ЕС на переговоры с Европарламентом и Еврокомиссией по ужесточению Газовой директивы. В основу ляжет проект поправок, значительно доработанный Германией и Францией. 

"Мандат одобрен. В основу легли франко-германские предложения", - приводит ТАСС слова источника в дипломатических кругах Брюсселя. Другой источник ТАСС сообщил, что проект Берлина и Парижа снимает противоречие Конвенции ООН по морскому праву и ограничивает передачу Еврокомиссии суверенных полномочий стран - членов ЕС.

Тем временем западные СМИ уже сообщили, что доработанная Газовая директива не будет блокировать "Северный поток - 2"

Предложение Германии и Франции заключается в том, что страна, на территории которой находится пункт получения газа из морского газопровода, получит право выбора формулы применения к этому проекту правил Газовой директивы ЕС и возможных исключений из нее. В случае "Северного потока - 2" этой страной является Германия.

Теперь это предложение должны поддержать остальные страны ЕС, после чего председательствующая Румыния может получить мандат на согласование этого отредактированного текста между институтами Евросоюза: Еврокомиссией, Европарламентом и Советом ЕС.

Ситуация Россию устраивает

С одной стороны, речь идет о том, чтобы распространить Третий энергопакет на морские газопроводы, но с другой, франко-германская поправка заключается в том, что решение о применении этих правил принимает конкретная страна, говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

"Соответственно, по "Северному потоку-2" решение будет принимать Германия, и несложно догадаться, что она откажется применять Третий энергопакет в жесткой форме. Так что в целом нас эта ситуация устраивает, и на реализацию "Северного потока-2" это ужесточение директивы никак не повлияет", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Третий энергопакет не помеха

Но даже если бы поправки приняли в изначальной форме, положение вряд ли серьезно ухудшилось - Третий энергопакет не запрещает "Газпрому" быть владельцем труб, ему просто надо создать независимого оператора трубы, что несложно сделать. И далее, собственник трубы имеет право на транспортировку половины мощности, но вторая половина выставляется на аукцион, а так как других желающих транспортировать газ с берега Балтики не найдется, "Газпром" легко этот аукцион выиграет, заметил Симонов

На самом деле если честно применять этот энергопакет, с его помощью поставки из России все равно не остановить, потому что они вполне выдерживают конкуренцию. "А вот если применять его избирательно, то, конечно, можно всякие гадости придумывать", - сказал эксперт. 

Нет поводов для беспокойства

Относительно того, как франко-германские поправки могут отразиться в будущем на новых проектах России, тут, пояснил Симонов, во-первых, все зависит от спроса на российский газ в Европе, а, во-вторых, если и будет строиться еще один газопровод, он вновь пойдет в Германию, которая традиционно выступает за такого рода проекты.  

"А вообще, чем дольше все это тянется, тем лучше для нас. Если газопровод будет построен, к нему никакие директивы уже будет не применить. Я, честно говоря, особых сюрпризов не ожидаю, так что поводов для беспокойства пока нет", - уточнил Константин Симонов. Соответственно, все идущие нынче согласования Газовой директивы между структурами ЕС на руку "Северному потоку-2", ускоряют его запуск. 

Тем временем на ситуацию с проектом отреагировали в США. Комитет по иностранным делам Сената намерен рассмотреть резолюцию по "Северному потоку - 2" с призывом к президенту Дональду Трампу ввести санкции против этого проекта.

В тексте документа конгрессмены призывают "дать решительный отпор российской агрессии на Черном море" и укрепить оборонный потенциал Украины. В случае одобрения резолюция будет иметь декларативный характер, то есть ее положения необязательны для выполнения. Дата ее рассмотрения пока не сообщаются. 

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 08.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики