Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Может ли геополитика быть выгодной

Может ли геополитика быть выгодной

Экономические интересы России в Венесуэле повышают цену политической ошибки

Когда мы возмущаемся, что США вмешиваются во внутреннюю политику других государств и меняют там режимы, всегда возникает сомнение, нет ли тут элемента зависти. Западные страны, чего уж греха таить, на этом еще и зарабатывают, а мы даже на постсоветском пространстве все время платим за политическую лояльность наших соседей – и все равно получаем один неприятный сюрприз за другим, пытаясь снова заливать проблемы деньгами, где это еще возможно. Наша прагматика – это в лучшем случае попытка минимизировать убытки, а не переход к реальному заработку. Возьмем хотя бы Белоруссию, где до сих пор работает система перетаможки 6 млн т нефти в год – иными словами, простая передача экспортной пошлины в белорусский бюджет.

А ведь вроде Россия стала авторитетным игроком на международной сцене. Когда же мы конвертируем это в экономические дивиденды? Промежуточные итоги ожиданий позволяет подвести ситуация в Венесуэле. Политическая близость была использована для поставок оружия в кредит, выдачи предоплаты за нефть, инвестиций в нефтяные проекты и кредиты для PDVSA. Это могло дать отдачу – если заставить Венесуэлу обязательства выполнять. Но сейчас нам тревожно. Скажем, «Роснефть» в качестве обеспечения кредитов получила в залог долю в Citgo, которая работает в США, но сейчас ее деятельность парализована санкциями, да и сама «Роснефть» также находится в американских черных списках. Если брать поставки нефти из Венесуэлы, то под них «Роснефть» вообще приобрела за приличные деньги долю в индийском комплексе Вадинар. 

Потенциальная новая власть, правда, пока обещает признать все обязательства власти старой. Однако Китай может попасть на еще большие деньги, что тоже любопытно – ведь Китай вроде бы был гораздо успешнее в своей внешней экспансии. Схема проста: кредиты на жестких условиях, требования допуска китайских компаний в инфраструктурные проекты, которые прежде всего нужны Пекину. Это в первую очередь касается проекта «Один пояс, один путь», хотя и до него Китай начал экспансию в Африку и Южную Америку, вызвавшую (и давно) настоящую панику в США и ЕС. Жесткий китайский каток даже породил череду политических скандалов от Пакистана до Черногории. При этом Китай еще несколько лет назад стал сокращать вложения в Венесуэлу, постепенно выводя деньги из страны, и теперь вполне может разменять поддержку новой власти на признание своих обязательств. Тем более что и она могла бы использовать Китай для балансировки своих новых обязательств перед США.

Что же делать нам? С одной стороны, мы уже очень плотно «вписались» за Николаса Мадуро. Можно упереться и попробовать сделать ставку на ужесточение внутреннего конфликта в Венесуэле. Вопрос только в том, сколько такого рода историй мы потянем. Кстати, хотя многие считают историю с Ливией 2011 г. чуть ли не примером сдачи наших интересов, сегодня Россия стала в этом регионе одним из реальных участников политических процессов.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 04.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики