Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Может ли геополитика быть выгодной

Может ли геополитика быть выгодной

Экономические интересы России в Венесуэле повышают цену политической ошибки

Когда мы возмущаемся, что США вмешиваются во внутреннюю политику других государств и меняют там режимы, всегда возникает сомнение, нет ли тут элемента зависти. Западные страны, чего уж греха таить, на этом еще и зарабатывают, а мы даже на постсоветском пространстве все время платим за политическую лояльность наших соседей – и все равно получаем один неприятный сюрприз за другим, пытаясь снова заливать проблемы деньгами, где это еще возможно. Наша прагматика – это в лучшем случае попытка минимизировать убытки, а не переход к реальному заработку. Возьмем хотя бы Белоруссию, где до сих пор работает система перетаможки 6 млн т нефти в год – иными словами, простая передача экспортной пошлины в белорусский бюджет.

А ведь вроде Россия стала авторитетным игроком на международной сцене. Когда же мы конвертируем это в экономические дивиденды? Промежуточные итоги ожиданий позволяет подвести ситуация в Венесуэле. Политическая близость была использована для поставок оружия в кредит, выдачи предоплаты за нефть, инвестиций в нефтяные проекты и кредиты для PDVSA. Это могло дать отдачу – если заставить Венесуэлу обязательства выполнять. Но сейчас нам тревожно. Скажем, «Роснефть» в качестве обеспечения кредитов получила в залог долю в Citgo, которая работает в США, но сейчас ее деятельность парализована санкциями, да и сама «Роснефть» также находится в американских черных списках. Если брать поставки нефти из Венесуэлы, то под них «Роснефть» вообще приобрела за приличные деньги долю в индийском комплексе Вадинар. 

Потенциальная новая власть, правда, пока обещает признать все обязательства власти старой. Однако Китай может попасть на еще большие деньги, что тоже любопытно – ведь Китай вроде бы был гораздо успешнее в своей внешней экспансии. Схема проста: кредиты на жестких условиях, требования допуска китайских компаний в инфраструктурные проекты, которые прежде всего нужны Пекину. Это в первую очередь касается проекта «Один пояс, один путь», хотя и до него Китай начал экспансию в Африку и Южную Америку, вызвавшую (и давно) настоящую панику в США и ЕС. Жесткий китайский каток даже породил череду политических скандалов от Пакистана до Черногории. При этом Китай еще несколько лет назад стал сокращать вложения в Венесуэлу, постепенно выводя деньги из страны, и теперь вполне может разменять поддержку новой власти на признание своих обязательств. Тем более что и она могла бы использовать Китай для балансировки своих новых обязательств перед США.

Что же делать нам? С одной стороны, мы уже очень плотно «вписались» за Николаса Мадуро. Можно упереться и попробовать сделать ставку на ужесточение внутреннего конфликта в Венесуэле. Вопрос только в том, сколько такого рода историй мы потянем. Кстати, хотя многие считают историю с Ливией 2011 г. чуть ли не примером сдачи наших интересов, сегодня Россия стала в этом регионе одним из реальных участников политических процессов.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 04.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики