Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" станет последним проектом России в Европе?

"Северный поток-2" станет последним проектом России в Европе?

Германии не следовало единолично принимать решение о строительстве газопровода "Северный поток-2" в Европе, полагает председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер.

Из европейских дискуссий о вызвавшем множество споров между членами ЕС проекте он делает следующий вывод: "Если мы хотим европейскую внешнюю политику, то мы также должны иметь общую внешнюю энергетическую политику". "В будущем по подобным проектам не должны приниматься единоличные решения", - заявил опытный немецкий дипломат в интервью Deutschlandfunk.

По его мнению, если Европа стремится к общеевропейской внешней политике, то нельзя выносить за скобки энергетическую политику и принимать национальные решения в одиночку.

"То, что мы верили, что сможем сделать это до конца как проект, который не подлежит общеевропейскому консенсусу и принятию решений, было незначительным врожденным дефектом в политике Германии в вопросе "Северного потока-2"", - указал Ишингер. 

В то же время он предупредил, что допустить провал проекта, "так сказать, на последних ста метрах марафона" было бы нарушением фундаментальных принципов германской политики. Если это будет сделано путем внесения изменений в существующие правила, то это станет нарушением принципов, которые всегда были очень важны для политического поведения Германии, отметил Ишингер. "А именно, что мы предсказуемы и надежны, и достигнутые с нами договоренности исполняются", - уточнил он.

Главным уроком из спора о "Северном потоке-2" является то, что нечто подобное не должно более повториться. "В будущем такие проекты должны быть европейского базирования", - признал Ишингер.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, Вольфганг Ишингер отстаивает не столько общеевропейские, сколько американские интересы, и именно фактор американского влияния будет портить любые перспективы введения в Евросоюзе консенсусной энергетической политики.

"Странам Евросоюза было бы действительно выгодно ввести единую энергетическую политику и заниматься обеспечением энергобезопасности ЕС сообща, поскольку это сняло бы те конфликты, что есть сейчас – но только при том условии, что они реально бы отстаивали собственные интересы, а не чужие. Тот же Вольфганг Ишингер, который недавно был в Москве на Гайдаровском форуме, проводил там довольно критическую линию по отношению к России, постоянно говорил, например, что Россия должна выполнить одна все Минские соглашения, после чего Запад будет урегулировать украинский кризис, и совершенно не хотел слышать, что Россия все, что от нее требовалось, уже выполнила. Также он требовал, чтобы после выхода американцев из ДРСМД Россия осталась в договоре в "качестве жеста доброй воли", и все в таком духе", - рассказал Игорь Юшков.

"Если бы все страны Евросоюза отстаивали только европейские интересы и думали лишь о собственной энергетической безопасности, Россия поддержала бы обеими руками введение единой энергополитики. Между тем опыт "Северного потока-2" показывает, что ряд не самых крупных стран ЕС зачастую ведут политику в интересах иностранных поставщиков, таких как США, активно строящих сейчас СПГ-терминалы. Чисто экономически "Северный поток-2" только укрепляет энергетическую безопасность ЕС, ведь Россия диверсифицирует маршруты доставки газа в Европу и строит совершенно новый газопровод, который будет работать надежнее, чем 30-40-летние украинские газопроводы, не прошедшие модернизацию. По сути, "Газпром" бесплатно для Евросоюза строит трубу на 55 млрд кубометров газа в год, а действующие в интересах США агенты утверждают, что она увеличит зависимость Европы от российского газа, хотя речь идет лишь об изменении маршрута доставки с Украины на Балтийское море", - обратил внимание эксперт.

Аргумент о чрезмерной зависимости ЕС от РФ и необходимости диверсификации источников газа для Европы тоже не работает. "Источники газа у Европы и так диверсифицированы. Почему-то редко говорят о том, что в Европе построено СПГ-терминалов на 200 млрд кубометров газа. Каждый год они заполняются только на четверть, то есть технически ЕС может позволить себе закупки альтернативного газа практически в тех объемах, которые поставляет Россия. Теоретически Европа сможет обойтись без трубопроводного газа из России – но этого не происходит, более того, три года подряд "Газпром" ставит рекорды по объемам европейского экспорта газа. Причины понятны – Россия является надежным поставщиком, который может к текущим 200 млрд кубометров газа в год добавить еще до 150 млрд кубометров, так как ресурсная база у нас огромная. Этим мы выгодно отличаемся от Норвегии, где предполагается спад добычи по технологическим причинам, и Алжира, где добыча не растет, а внутреннее потребление увеличивается. Американский СПГ попросту дороже нашего трубопроводного", - пояснил он.

"Важно также добавить, что единая энергетическая политика ЕС, на самом деле, уже существует, необходимые для этого механизмы разработаны, и тот же "Северный поток-2" "Газпром" реализует строго по европейским правилам. Вольфганг Ишингер же хочет, чтобы разрешения на строительство газопроводов принимали не правительства стран, которые будут пользоваться этими трубами, а Брюссель. Это продолжение инициативы вице-президента Еврокомиссии по энергосоюзу Мароша Шефчовича о наделении Брюсселя правом вето на коммерческие сделки, не только на строительство любых газопроводов, но и просто на покупку газа. По сути, они предлагают запрятать либеральную идею ЕС глубоко в ящик и сделать еврочиновничество не просто ночным сторожем, а диктатором Европы. Они говорят о необходимости ликвидации экономических свобод в Евросоюзе, и энергетический союз ЕС сейчас создается именно с прицелом на подобную регуляцию – указывать каждой компании, у кого покупать газ можно, а у кого нет. Не похоже, чтобы это делалось в интересах европейских стран и потребителей", - заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Источник: Вестник Кавказа, 11.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики