Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Венесуэла на грани большой войны: последствия для Беларуси и России

Венесуэла на грани большой войны: последствия для Беларуси и России

Острый политический кризис в Венесуэле, ставший одной из главных тем 2019 года, привел к очередному расколу в международном сообществе. С одной стороны, ряд стран Евросоюза и Латинской Америки признали лидера венесуэльской оппозиции Хуана Гуаидо президентом, а США также анонсировали возможность военного вмешательства в ситуацию. При этом Россия, Китай, Турция и некоторые другие государства поддержали действующего президента Николаса Мадуро. Глобальное противоборство коснулось и Беларуси, связанной стратегическими связями с Венесуэлой. О том, как в Беларуси и России воспринимается венесуэльский кризис, и чем может грозить Минску и Москве госпереворот в латиноамериканской республике, читайте в материале «Евразия.Эксперт». 

Экономика vs. внешний фактор

Венесуэльский кризис произвел эффект «разорвавшейся бомбы» в информационном пространстве, но для профильных экспертов не стал неожиданным. Системные проблемы в экономике латиноамериканской республики прослеживались давно, и рано или поздно «мыльный пузырь должен был лопнуть». Однако внешний фактор играет не менее важную роль: в интервью «Евразия.Эксперт» доцент кафедры международной политики Университета Рио Де Жанейро Пауло Афонсо Веласко Мл. отмечает, что именно жесткая позиция России и Китая препятствует военному вмешательству США. Оценки белорусских и российских экспертов также свидетельствуют о двойственности ситуации в Венесуэле, где внутренние экономические проблемы были катализированы извне.

Так, доцент факультета международных отношений Белорусского государственного университета Игорь Авласенко отмечает, что «Вашингтон действовал не вслепую, а воспользовался ошибками венесуэльских властей, которые в период высоких цен на нефть не вкладывали доходы в модернизацию промышленности». 

По мнению эксперта, именно недальновидная экономическая политика венесуэльского руководства заложила базис для дестабилизации страны, которая, впрочем, была бы невозможна без реализации плана по разжиганию протестов «извне». 

Энергетический фактор

Роль энергетики в венесуэльских событиях следует рассматривать в связке с социально ориентированной политикой администрации Мадуро. Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков подчеркивает, что в Венесуэле «все доходы от нефти сразу пускались в расходную часть бюджета, на государственные расходы, субсидирование цен на бензин и продукты, чтобы они были недорогими для населения». Это привело к отсутствию специальных фондов – «подушек безопасности», которые могли бы подстраховать экономику Венесуэлы в условиях резкого падения цен на нефть. «Базовое недовольство социальным положением сформировалось внутри страны», отмечает эксперт.

С другой стороны, после начала массовых протестов внешний фактор дополнительно усугубил энергетическую ситуацию для Венесуэлы – США заблокировали активы венесуэльской нефтяной госкомпании PDVSA на $7 млрд. При этом планам Каракаса перенаправить экспорт нефти в Европу и Азию могут помешать угрозы Вашингтона ввести санкции в отношении новых покупателей. 

Интересы Беларуси и России

Защита белорусских интересов в Венесуэле находится в подвешенном состоянии из-за ориентированности Минска на доверительные отношения с действующей властью. «Выстраивание тесных отношений Беларуси с Венесуэлой пришлось именно на период президентства Уго Чавеса и Николаса Мадуро, поэтому мы также заинтересованы в сохранении действующей администрации», отмечает Игорь Авласенко.

Для России одним из основных вопросов в связи с попыткой госпереворота в Каракасе выступает защита собственных инвестиций и кредитов. Например, «Роснефть» в качестве залога по кредиту получала долю в нефтеперерабатывающих активах венесуэльских компаний. 

«Сейчас есть риск того, что и эти активы они потеряют», подчеркивает Игорь Юшков, ведь даже сохранение текущего политического режима не означает автоматического восстановления экономики страны. Следовательно, в обозримом будущем Венесуэла не сможет погашать задолженности по кредитам. Более того, российские нефтяники рискуют лишиться лицензий на разработку нефтяных месторождений. «Государственным компаниям России не нужно идти за границу – лучше создавать инфраструктуру, рабочие места, платить налоги и пошлины в своей стране, чем идти на риски, которые могут обернуться ситуацией, как в Венесуэле», убежден эксперт. 

Что будет дальше: переговоры или война?

О том, что Венесуэла может стать далеко не единственной точкой напряженности в Латинской Америке, говорят и в Беларуси. По оценке Игоря Авласенко, нестабильность в Венесуэле может затронуть Колумбию и Бразилию, а также другие государства региона. Впрочем, и одного Венесуэльского прецедента может хватить для разворачивания масштабного международного конфликта. «В настоящий момент на примере Венесуэлы мы наблюдаем возникновение еще одной точки напряженности на карте мира, где разворачивается борьба за влияние между Вашингтоном и Москвой, как это уже происходит в Сирии», подчеркивает доцент БГУ.

Предпосылки для затяжного международного «разбирательства» по Венесуэле уже заложены. 7 февраля в столице Уругвая – Монтевидео – состоялось первое заседание международной контактной группы по венесуэльскому вопросу. В мероприятии приняли участие главы МИД ряда стран Евросоюза и Латинской Америки, выступившие за «скорейшее» проведение новых президентских выборов. При этом очевидно, что данный формат переговоров не является консенсусным, на что указывает российская сторона.

«Евросоюз выступил с инициативой создания контактной группы, в которую сам включил своих членов, около восьми, по-моему, или десяти, и сопоставимое количество латиноамериканских стран. На основе каких критериев это все делалось – никто не знает. При этом ни нас, ни китайцев, да и американцев туда не пригласили», – заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. 

При этом Россия выступает в поддержку инициативы Уругвая и Мексики, предложивших организовать переговоры всех политических сил Венесуэлы. С другой стороны, Вашингтон, похоже, рассматривает и недипломатические пути урегулирования, запугивая Каракас возможностью переброски войск в Колумбию или напрямую – в Венесуэлу. Впрочем, в случае Вашингтона это сочетается с вышеупомянутой тактикой «санкционного удушения» вкупе с поддержкой венесуэльской оппозиции, что говорит о возможности развития ситуации по различным сценариям, – от затяжного переговорного процесса до открытых боевых столкновений. И каждый из них поставит Минск и Москву перед острыми внешнеполитическими вызовами.

Подготовили Ксения Волнистая и Павел Воробьёв 

Источник: Евразия.Эксперт, 10.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики