Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Париж с возу — Берлину легче: решения по «Северному потоку – 2» остаются за Германией

Париж с возу — Берлину легче: решения по «Северному потоку – 2» остаются за Германией

Европейцы уладили спор вокруг газопровода

В пятницу, 8 августа, Франция и Германия согласовали документ, который не предполагает блокировку проекта «Северный поток – 2». Решено, что именно Берлин станет принимать все решения по газопроводу, поскольку пункт получения топлива будет находиться на немецкой территории. Компромисс достигнут в день голосования постпредов стран Евросоюза по поправкам в так называемую газовую директиву ЕС. Они могли заметно осложнить будущие поставки российского газа в Европу по возводящемуся «Северному потоку – 2». Подробности — в материале «Известий».

Сторонники, противники и колеблющиеся

Газопровод «Северный поток – 2» с самого начала воспринимался частью стран в Европе крайне негативно. Германия (главный участник этого энергопроекта с Россией) неизменно заявляла о том, что «Северный поток – 2» — проект чисто экономический. Другие государства — прежде всего Польша и страны Прибалтики — безапелляционно называли его политическим инструментом Кремля, стремящегося усилить энергозависимость Европы от российского газа.

В прошлом в пользу строительства газопровода «Северный поток – 2» уже высказались, помимо Германии, еще и Нидерланды, Бельгия, Австрия, Греция, Кипр и Франция. Однако на этой неделе МИД последней вдруг заявил, что готов поддержать лагерь сторонников ужесточения поправок в газовую директиву.

Эксперты однозначно расценили это как знак раскола между лидерами Франции и Германии Эммануэлем Макроном и Ангелой Меркель. Тем более что это случилось на фоне отказа французского президента приехать на конференцию по безопасности в Мюнхен, где он должен был выступить вместе с канцлером Меркель (хотя официально Париж мотивировал невозможность участия президента сложной внутриполитической ситуацией во Франции).

— По большему счету Парижу невыгодно торпедировать «Северный поток – 2», где, кстати, 10% принадлежит французской Engie. Хотя республика не так много покупает российского газа, нельзя забывать, что Total имеет 20% долю в НОВАТЭКе, в проекте «Ямал СПГ», и забронировала мощности в «Арктик СПГ» и других месторождениях. И если французы будут вставлять существенные палки в колеса «Северному потоку – 2», это может отразиться на их компаниях, — рассказал «Известиям» аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Впрочем, Париж и Берлин смогли преодолеть свои разногласия. Как написала французская Le Figaro, Франция и Германия пришли к компромиссу, позволяющему принять новые правила транспортировки газа, не блокируя проект газопровода «Северный поток – 2». Судя по черновику соглашения, стороны сошлись на том, что именно Германия будет осуществлять надзор за пересмотром директивы, так как именно на ее «территории или в территориальных водах расположен первый интерконнектор (пункт приема газа)».

Третьим пакетом по трубопроводам

В 2017 году Евросоюз уже предпринимал попытку заблокировать проект, предложив распространить нормы Третьего энергопакета ЕС не только на наземные газопроводы из третьих стран, но и на морские. Это законодательство было призвано пресечь монопольное главенство какой-либо энергокомпании. Оно обязывало поставщиков, владеющих сетями распределения энергоресурсов, либо предоставить 50% емкости своих газопроводов конкурентам, либо не использовать ее по полной, либо продать сети независимым операторам.

— Прошлые поправки были сформулированы таким образом, что под них попадал исключительно «Северный поток – 2», — напомнил Игорь Юшков. — Но юридическая служба самой Еврокомиссии заключила, что применить эти поправки к проекту нельзя, поскольку в этом случае получается, что ЕС распространяет свое законодательство на третьи страны, а это как минимум противоречит Конвенции ООН по морскому праву.

После юридической экспертизы казалось, что вопрос закрыт. Однако с переходом в этом году председательства в ЕС от Австрии к Румынии последняя вновь рьяно взялась за раскручивание газовых ограничений.

— Все поняли, что строительство «Северного потока – 2» уже не остановишь, поэтому решили попытаться саботировать его работу, сделать так, чтоб всё было сложно и проблематично, — резюмировал Игорь Юшков.

Всё идет по плану

— «Северный поток – 2» идет при полной поддержке своих финансовых инвесторов и по плану: на данный момент проложено более 600 км труб, а ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2019 года, — заявил «Известиям» представитель компании-оператора Nord Stream-2 в ЕС Себастьян Саас.

При этом он дал понять, что все попытки пересмотреть законодательство в отношении проекта крайне негативно воспринимаются самой компанией и бизнес-сообществом.

— Мы по-прежнему согласны с подавляющим большинством европейских промышленников, которые подвергли критике это законодательное предложение, в частности из-за отсутствия оценки воздействия, а также из-за законодательной неопределенности для инвесторов, — признал господин Саас.

Договоренность Франции с Германией сняла определенную напряженность вокруг проекта. Но это отнюдь не гарантирует «Северному потоку – 2» легкой жизни.

Несмотря на то что США не имеют непосредственного отношения к этому энергетическому проекту, Вашингтон, активно продавливающий поставки своего СПГ в Европу, давно и открыто делает всё, чтобы максимально помешать его реализации. Не так давно президент США Дональд Трамп назвал Германию заложницей России из-за зависимости от поставок российского газа, а несколько американских чиновников не исключили введения санкций против компаний, участвующих в проекте Nord Stream 2 (это австрийская OMV, французская Engie, немецкие Uniper и Wintershall и англо-голландская Shell).

«Вопросы европейской энергетической политики должны решаться в Европе, а не в США», — остудил пыл Трампа глава немецкого МИД Хайко Маас. А президент соседней Австрии Александр Ван дер Беллен, которого точно нельзя отнести к симпатизантам России, возмутился, что США ведет себя по отношению к странам ЕС как к собственным колониям — будь то по вопросу «Северного потока – 2» или по теме давления на Иран.

Впрочем, американцев критика редко останавливала. Как сообщила 7 февраля на своем сайте верхняя палата конгресса США, на очередном заседании комитета по иностранным делам сенат рассмотрит резолюцию, призывающая остановить строительство «Северного потока – 2». 

Автор: Наталия Портякова

Источник: Известия, 08.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики