Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Закладкой СПГ-танкеров на верфи "Звезда" решаются сразу две проблемы российской экономики

Закладкой СПГ-танкеров на верфи "Звезда" решаются сразу две проблемы российской экономики

Решение строить СПГ-танкеры на российской верфи "Звезда" для "Арктик СПГ-2" – попытка найти оптимальный путь по импортозамещению и развитию экономики. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Бизнес на технологиях сжижения природного газа создается в России не просто для зарабатывания денег и освоению новых мировых рынков. Одной из целей ставится способствовать импортозамещению в стране в сферах машиностроения, судостроения, в металлургической и химическом промышленности. Предполагается, что развитие СПГ-проектов потянет за собой целые сектора реальной экономики РФ.

Но за время развития "Ямал СПГ" масштабных технологий в России не создали – единственное, изобретена своя технология мембранная структура для резервуаров танкеров. Сейчас с учетом верфи и строительства гравитационной платформы Россией по западным технологиям, в вопросе импортозамещения ожидается прорыв. Именно поэтому государство пошло на компенсации "Новатэку" части стоимости танкеров на отечественной верфи – целью ставится самим научиться производить газовозы", - отмечает аналитик.

По предварительным данным, судно-газовоз класса Arc7 для проекта "Новатэка" "Арктик СПГ-2" оценивается в $383 млн. В компании подтвердили, что соглашение будет заключено с "Совкомфлотом" и судостроительным комплексом "Звезда" в первом квартале 2019 года. Головное судно должно быть построено в 2020-2022 годах. Постройку остальных 14 танкеров планируется завершить к 2025 году. В "Новатэке" признали: первая линия "Арктик СПГ 2", которую рассчитывают ввести в конце 2022 года, может обойтись без собственных танкеров Arc7, позаимствовав их у проекта "Ямал СПГ", однако для второй линии такой возможности уже нет.

"Вряд ли все составляющие танкеров будут произведены в России – есть информация, что наиболее сложные узлы и комплектующие будут заказываться у той же Кореи. Но даже при этом если бы не субсидии бюджета, говорить о развитии внутреннего производства не пришлось бы – "Новатэк" просто заказал бы готовые суда на корейских верфях. Но от внутреннего производства ждут довольно серьезной отдачи в будущем.

Есть страны, которые в принципе ничего не делают для освоения новых технологий – к примеру, Катар. Все необходимое для добычи и сжижения газа импортируется, внутри страны производство не развивают. Россия же поставила целью освоить новые технологии, создать производственные линии и развивать собственные наработки. Такое стремление можно только приветствовать, но есть один нюанс – совмещение этой работы со временем, которое нельзя упускать уже сегодня", - подчеркивает эксперт.

Локализация плюс время

По информации "Новатэка", рыночная стоимость одного судна составляет порядка $315 млн, с учетом локализации производства она будет снижаться. Бюджет собирается компенсировать "Звезде" часть стоимости судов на азиатских верфях – Южная Корея предлагает построить газовозы для проекта, но в России взяли курс на развитие собственного производства. Минпромторг может субсидировать 30% стоимости строительства танкеров класса Arc7 и 20% - типа MR на газомоторном топливе. 

Однако в "Звезде" уточняют – заявленная низкая цена газовозов возможна лишь при полной загрузке верфи другими заказами согласно перспективному плану до 2035 года, иначе только головное судно обойдется заказчику вдвое дороже, чем в Южной Корее. Основным риском при строительстве на "Звезде" назывались не только стоимость, но и соблюдение сроков сдачи газовозов. В "Новатэке" считают, что задержки неприемлемы.

"Нужно понимать, что если бюджет откажется субсидировать строительство газовозов в РФ, "Новатэк" от них откажется и пойдет с заказами в Корею. Подобный пример недавно уже был с поставкой турбин – компания могла отдать предпочтение российскому производителю этого оборудования, но предпочла импортные изделия. Потому контракты на строительство газовозов в РФ не только экономические, но и политические - ставящие целью развитие производства и технологий в нашей стране.

Россия в данном случае пытается совместить два фактора – время и развитие технологий. Ведь пока мы будем искать собственные эффективные технологические решения, испытывать их и внедрять в производство, мировой рынок СПГ освоят другие игроки. Сейчас свои позиции на нем пытаются застолбить самые разные страны – от Австралии до Мозамбика и от Катара до США. России упускать перспективные возможности просто непозволительно.

Потому выбрана "гибридная стратегия" – активно осваивать новые технологии, пусть даже на основе иностранных решений и с частичным импортом, параллельно развивая производство СПГ и реализуя возможности по освоению рынка. Без подобных проектов гражданское судостроение в России окончательно вымрет, а так мы получаем толчок для развития. Насколько действенной окажется подобная стратегия, станет ясно уже в ближайшие годы - в перспективе решатся сразу две экономические проблемы: рост внутреннего производства и развитие СПГ-отрасли", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 12.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики