Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Закладкой СПГ-танкеров на верфи "Звезда" решаются сразу две проблемы российской экономики

Закладкой СПГ-танкеров на верфи "Звезда" решаются сразу две проблемы российской экономики

Решение строить СПГ-танкеры на российской верфи "Звезда" для "Арктик СПГ-2" – попытка найти оптимальный путь по импортозамещению и развитию экономики. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Бизнес на технологиях сжижения природного газа создается в России не просто для зарабатывания денег и освоению новых мировых рынков. Одной из целей ставится способствовать импортозамещению в стране в сферах машиностроения, судостроения, в металлургической и химическом промышленности. Предполагается, что развитие СПГ-проектов потянет за собой целые сектора реальной экономики РФ.

Но за время развития "Ямал СПГ" масштабных технологий в России не создали – единственное, изобретена своя технология мембранная структура для резервуаров танкеров. Сейчас с учетом верфи и строительства гравитационной платформы Россией по западным технологиям, в вопросе импортозамещения ожидается прорыв. Именно поэтому государство пошло на компенсации "Новатэку" части стоимости танкеров на отечественной верфи – целью ставится самим научиться производить газовозы", - отмечает аналитик.

По предварительным данным, судно-газовоз класса Arc7 для проекта "Новатэка" "Арктик СПГ-2" оценивается в $383 млн. В компании подтвердили, что соглашение будет заключено с "Совкомфлотом" и судостроительным комплексом "Звезда" в первом квартале 2019 года. Головное судно должно быть построено в 2020-2022 годах. Постройку остальных 14 танкеров планируется завершить к 2025 году. В "Новатэке" признали: первая линия "Арктик СПГ 2", которую рассчитывают ввести в конце 2022 года, может обойтись без собственных танкеров Arc7, позаимствовав их у проекта "Ямал СПГ", однако для второй линии такой возможности уже нет.

"Вряд ли все составляющие танкеров будут произведены в России – есть информация, что наиболее сложные узлы и комплектующие будут заказываться у той же Кореи. Но даже при этом если бы не субсидии бюджета, говорить о развитии внутреннего производства не пришлось бы – "Новатэк" просто заказал бы готовые суда на корейских верфях. Но от внутреннего производства ждут довольно серьезной отдачи в будущем.

Есть страны, которые в принципе ничего не делают для освоения новых технологий – к примеру, Катар. Все необходимое для добычи и сжижения газа импортируется, внутри страны производство не развивают. Россия же поставила целью освоить новые технологии, создать производственные линии и развивать собственные наработки. Такое стремление можно только приветствовать, но есть один нюанс – совмещение этой работы со временем, которое нельзя упускать уже сегодня", - подчеркивает эксперт.

Локализация плюс время

По информации "Новатэка", рыночная стоимость одного судна составляет порядка $315 млн, с учетом локализации производства она будет снижаться. Бюджет собирается компенсировать "Звезде" часть стоимости судов на азиатских верфях – Южная Корея предлагает построить газовозы для проекта, но в России взяли курс на развитие собственного производства. Минпромторг может субсидировать 30% стоимости строительства танкеров класса Arc7 и 20% - типа MR на газомоторном топливе. 

Однако в "Звезде" уточняют – заявленная низкая цена газовозов возможна лишь при полной загрузке верфи другими заказами согласно перспективному плану до 2035 года, иначе только головное судно обойдется заказчику вдвое дороже, чем в Южной Корее. Основным риском при строительстве на "Звезде" назывались не только стоимость, но и соблюдение сроков сдачи газовозов. В "Новатэке" считают, что задержки неприемлемы.

"Нужно понимать, что если бюджет откажется субсидировать строительство газовозов в РФ, "Новатэк" от них откажется и пойдет с заказами в Корею. Подобный пример недавно уже был с поставкой турбин – компания могла отдать предпочтение российскому производителю этого оборудования, но предпочла импортные изделия. Потому контракты на строительство газовозов в РФ не только экономические, но и политические - ставящие целью развитие производства и технологий в нашей стране.

Россия в данном случае пытается совместить два фактора – время и развитие технологий. Ведь пока мы будем искать собственные эффективные технологические решения, испытывать их и внедрять в производство, мировой рынок СПГ освоят другие игроки. Сейчас свои позиции на нем пытаются застолбить самые разные страны – от Австралии до Мозамбика и от Катара до США. России упускать перспективные возможности просто непозволительно.

Потому выбрана "гибридная стратегия" – активно осваивать новые технологии, пусть даже на основе иностранных решений и с частичным импортом, параллельно развивая производство СПГ и реализуя возможности по освоению рынка. Без подобных проектов гражданское судостроение в России окончательно вымрет, а так мы получаем толчок для развития. Насколько действенной окажется подобная стратегия, станет ясно уже в ближайшие годы - в перспективе решатся сразу две экономические проблемы: рост внутреннего производства и развитие СПГ-отрасли", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 12.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики