Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как повлияют поправки в газовую директиву ЕС на "Северный поток - 2"

Как повлияют поправки в газовую директиву ЕС на "Северный поток - 2"

Европарламент и Совет ЕС предварительно одобрили внесение изменений в газовую директиву Евросоюза по поводу распространения правил внутреннего рынка на газовые трубопроводы, идущие в ЕС из третьих стран. Для вступления в силу изменений их должны будут утвердить представители страны ЕС в Евросовете.

Изначально предполагалось, что поправки в газовую директиву направлены именно против «Северного потока — 2», потому что он единственный попадал под эти поправки. Смысл заключался в том, чтобы распространить третий энергетический пакет ЕС на морскую часть газопровода. 

Согласно этим требованиям, один поставщик газа может занимать только половину мощности газовой трубы. То есть построив трубу на 55 млрд кубов, «Газпром» сможет использовать только 27,5 млрд, а деньги то он вложил с расчетом на 55. Это ухудшило бы взаимоотношения с европейскими компаниями и так далее. То есть это откровенно делалось против СП-2.

В прошлом году юридическая служба ЕС сказала, что поправки незаконные, потому что таким образом законы ЕС будут распространяться на территорию другого государства, поскольку морская часть газопровода берет свое начало в России. Сейчас юридическую службу вообще слушать не стали — Румыния, став председателем Евросовета, выдвинула эти поправки.

Однако самое интересное заключается в содержании этих поправок. В ходе обсуждений Германии удалось существенно поменять их смысл, а главное, внести одно существенное изменение.

Теперь поправки предполагают, что правовой режим использования морских газопроводов определяет страна, на побережье которой выходит этот газопровод. Единственный наш проект, который попадал под эти поправки, это СП-2, а он выходит на территорию Германии. А Германия уже заявила, что не будет распространять нормы третьего энергопакета на морской газопровод.

Так что по сути Германия своими усилиями нивелировала риски для СП-2, он будет загружен на стопроцентную мощность «Газпромом», все 55 млрд кубов будут поступать в Германию. На данном этапе Берлин смог устранить эти риски. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: RNS, 13.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики