Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Контракт на транзит газа по Украине Россия заключит с новыми игроками

Контракт на транзит газа по Украине Россия заключит с новыми игроками

Шансы заключить контракт на транзит газа из РФ в ЕС по Украине до конца года есть, но многое будет зависеть от украинской стороны. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Долгосрочный контракт России по транзиту газа через Украину, безусловно, нужен – без правового основания качать не удастся. Все дело лишь в условиях договоренностей. Россия уже получила крайне неудачный "опыт" в Стокгольмском арбитраже, когда суд вменил ей крупные выплаты без надлежащих на то оснований, тогда как Украине с четкими указаниями штрафов невыполнение условий простили. Естественно, Москва будет добиваться более свободного контракта.

В новых договоренностях не будет обязательств для России по объемам прокачки, ни штрафов по условиям вроде "качай или плати". Сейчас Украина безапелляционно требует, чтобы Россия прокачивала по ее территории 110 млрд кубометров газа ежегодно, но такое просто невозможно. В прошлом году по Украине прошли чуть больше 90 млрд "кубов, в 2017-м – примерно столько же, в 2016 – 86 млрд. Любые подобные требования по объемам впредь для "Газпрома" неприемлемы", - отмечает аналитик.

Постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов в интервью РИА "Новости" заявил: возможность заключения контракта на транзит газа из РФ в ЕС через Украину до истечения срока действия нынешнего, то есть до конца 2019 года, конечно, есть. В январе в Брюсселе прошла трехсторонняя встреча РФ, Украины и Еврокомиссии, на которой обсуждались возможности нового контракта между "Газпромом" и "Нафтогазом". Никаких конкретных договоренностей, как и ожидалось, не было достигнуто, однако ЕК сделала сторонам предложение по будущему контракту, раскрыв широкой публике лишь основные его тезисы.

"В конце этого года будет введен в эксплуатацию "Северный поток-2", а это значит, что в 2020-м по Украине пройдет до 40 млрд кубометров транзитного газа, в 2021-м – 15-25 млрд в зависимости от спроса на рынке ЕС. Условие Москвы простое: если в Европе высок спрос на газ РФ и его не способны удовлетворить обходные газопроводы, будет повышаться прокачка по украинской "трубе". Если спрос снижается, украинский маршрут остается невостребованным.

Есть другой путь – Киев должен предоставить Москве такие ставки за транзит, которые были бы более выгодны, чем прокачка по двум "трубам" "Северного потока". Это логично и экономически обоснованно. Украина просто не способна пойти на такие условия, так как географически расстояние от Ямала по дну Балтийского моря до Германии короче, чем через Украину. Кроме того, часть транзита за прокачку "Газпром" и вовсе платит сам себе, как единственному собственнику оператора Nord Stream. Такие условия Украина не предложит из-за их невыгодности", - подчеркивает эксперт.

Новый контракт

По мнению Еврокомиссии, новый контракт между Москвой и Киевом должен быть подписан на срок более 10 лет, а объемы - быть привлекательными, в том числе, для инвесторов, которых будут приглашать для модернизации украинской ГТС. Продолжить трехсторонние обсуждения на уровне министров стороны планируют в мае. В январе глава "Нафтогаза" Андрей Коболев назвал прошедшие в Брюсселе переговоры по транзиту газа с РФ и ЕК интересными, настроен сдержанно оптимистично. 

Меж тем, 31 марта на Украине пройдут президентские выборы, по итогам которых полностью может смениться команда переговорщиков этой страны. Кроме того, эксперты допускают и смену позиций Киева по транзитным контрактам с Россией при возможном новом лидере страны. Сменится еще одна сторона переговоров в трехстороннем формате "Россия-Европа-Украина" – курирующий диалог замглавы Еврокомиссии Марош Шефчович весной оставит этот пост и уедет баллотироваться в президенты Словакии. Неизменной останется потребность Европа в российском газе.

"От зимних встреч в трехстороннем формате по новому транзитному контракту никто больших результатов и не ждал – слишком много переменных. На Украине через полтора месяца может полностью смениться вертикаль власти, Еврокомиссии тоже придется выбирать нового ответственного за диалог, разрабатывать варианты компромисса. Это понимают и в Москве, и в Брюсселе, и в Киеве.

Именно поэтому Киев сейчас максимально ужесточает позицию и фактически требует невозможного. Разговор украинской стороной строится с позиции "вы нам должны", а также "дадите, никуда не денетесь". И в России, и в Европе понимают эту политику и просто ждут, чем закончатся выборы на Украине. Только после этого можно будет говорить о конструктивных переговорах с Киевом.

К маю как раз будут определены новые переговорщики, пройдут назначения в украинской власти. Кроме того, из "Нафтогаза Украины" планируется выделить отдельную компанию-оператора, с которой, по идее, и придется заключать новый контракт. И если в мае украинская сторона все же приступит к конструктивному диалогу, то к сентябрю базисы новых договоренностей уже могут появиться. Европа будет серьезно давить на Украину, так как крайне нуждается в больших объемах российского газа", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 14.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики