Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Контракт на транзит газа по Украине Россия заключит с новыми игроками

Контракт на транзит газа по Украине Россия заключит с новыми игроками

Шансы заключить контракт на транзит газа из РФ в ЕС по Украине до конца года есть, но многое будет зависеть от украинской стороны. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Долгосрочный контракт России по транзиту газа через Украину, безусловно, нужен – без правового основания качать не удастся. Все дело лишь в условиях договоренностей. Россия уже получила крайне неудачный "опыт" в Стокгольмском арбитраже, когда суд вменил ей крупные выплаты без надлежащих на то оснований, тогда как Украине с четкими указаниями штрафов невыполнение условий простили. Естественно, Москва будет добиваться более свободного контракта.

В новых договоренностях не будет обязательств для России по объемам прокачки, ни штрафов по условиям вроде "качай или плати". Сейчас Украина безапелляционно требует, чтобы Россия прокачивала по ее территории 110 млрд кубометров газа ежегодно, но такое просто невозможно. В прошлом году по Украине прошли чуть больше 90 млрд "кубов, в 2017-м – примерно столько же, в 2016 – 86 млрд. Любые подобные требования по объемам впредь для "Газпрома" неприемлемы", - отмечает аналитик.

Постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов в интервью РИА "Новости" заявил: возможность заключения контракта на транзит газа из РФ в ЕС через Украину до истечения срока действия нынешнего, то есть до конца 2019 года, конечно, есть. В январе в Брюсселе прошла трехсторонняя встреча РФ, Украины и Еврокомиссии, на которой обсуждались возможности нового контракта между "Газпромом" и "Нафтогазом". Никаких конкретных договоренностей, как и ожидалось, не было достигнуто, однако ЕК сделала сторонам предложение по будущему контракту, раскрыв широкой публике лишь основные его тезисы.

"В конце этого года будет введен в эксплуатацию "Северный поток-2", а это значит, что в 2020-м по Украине пройдет до 40 млрд кубометров транзитного газа, в 2021-м – 15-25 млрд в зависимости от спроса на рынке ЕС. Условие Москвы простое: если в Европе высок спрос на газ РФ и его не способны удовлетворить обходные газопроводы, будет повышаться прокачка по украинской "трубе". Если спрос снижается, украинский маршрут остается невостребованным.

Есть другой путь – Киев должен предоставить Москве такие ставки за транзит, которые были бы более выгодны, чем прокачка по двум "трубам" "Северного потока". Это логично и экономически обоснованно. Украина просто не способна пойти на такие условия, так как географически расстояние от Ямала по дну Балтийского моря до Германии короче, чем через Украину. Кроме того, часть транзита за прокачку "Газпром" и вовсе платит сам себе, как единственному собственнику оператора Nord Stream. Такие условия Украина не предложит из-за их невыгодности", - подчеркивает эксперт.

Новый контракт

По мнению Еврокомиссии, новый контракт между Москвой и Киевом должен быть подписан на срок более 10 лет, а объемы - быть привлекательными, в том числе, для инвесторов, которых будут приглашать для модернизации украинской ГТС. Продолжить трехсторонние обсуждения на уровне министров стороны планируют в мае. В январе глава "Нафтогаза" Андрей Коболев назвал прошедшие в Брюсселе переговоры по транзиту газа с РФ и ЕК интересными, настроен сдержанно оптимистично. 

Меж тем, 31 марта на Украине пройдут президентские выборы, по итогам которых полностью может смениться команда переговорщиков этой страны. Кроме того, эксперты допускают и смену позиций Киева по транзитным контрактам с Россией при возможном новом лидере страны. Сменится еще одна сторона переговоров в трехстороннем формате "Россия-Европа-Украина" – курирующий диалог замглавы Еврокомиссии Марош Шефчович весной оставит этот пост и уедет баллотироваться в президенты Словакии. Неизменной останется потребность Европа в российском газе.

"От зимних встреч в трехстороннем формате по новому транзитному контракту никто больших результатов и не ждал – слишком много переменных. На Украине через полтора месяца может полностью смениться вертикаль власти, Еврокомиссии тоже придется выбирать нового ответственного за диалог, разрабатывать варианты компромисса. Это понимают и в Москве, и в Брюсселе, и в Киеве.

Именно поэтому Киев сейчас максимально ужесточает позицию и фактически требует невозможного. Разговор украинской стороной строится с позиции "вы нам должны", а также "дадите, никуда не денетесь". И в России, и в Европе понимают эту политику и просто ждут, чем закончатся выборы на Украине. Только после этого можно будет говорить о конструктивных переговорах с Киевом.

К маю как раз будут определены новые переговорщики, пройдут назначения в украинской власти. Кроме того, из "Нафтогаза Украины" планируется выделить отдельную компанию-оператора, с которой, по идее, и придется заключать новый контракт. И если в мае украинская сторона все же приступит к конструктивному диалогу, то к сентябрю базисы новых договоренностей уже могут появиться. Европа будет серьезно давить на Украину, так как крайне нуждается в больших объемах российского газа", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 14.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики