Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» умножает потоки

«Газпром» умножает потоки

Алексей Миллер допустил строительство «Турецкого потока-2»

«Газпром» впервые официально и на высоком уровне объявил о возможности строительства второй очереди газопровода «Турецкий поток». Информация появилась по итогам встречи Владимира Путина и турецкого лидера Реджепа Эрдогана спустя несколько дней после принципиального согласования поправок к законодательству ЕС, которые могут ограничить использование мощностей будущего газопровода «Северный поток-2». Вторая очередь «Турецкого потока» могла бы полностью избавить «Газпром» от необходимости сохранения украинского транзита, но с точки зрения газоснабжения Европы эксперты считают проект избыточным.

По итогам встречи президента РФ Владимира Путина и его турецкого коллеги Реджепа Эрдогана глава «Газпрома» Алексей Миллер, отвечая на вопрос, возможно ли расширение проекта «Турецкий поток» в направлении Греции, сказал ТАСС, что «две нитки через Черное море уже построены и дальше ведется строительство наземной инфраструктуры», а «при наличии спроса и необходимых согласований проект морского газопровода “Турецкий поток-2” мог бы состояться».

Таким образом, господин Миллер дал понять, что поставки российского газа из Турции в Грецию состоятся только при расширении проекта «Турецкий поток». И, по сути, впервые официально подтвердил возможность появления второй очереди газопровода.

Сейчас «Турецкий поток» представляет собой морской двухниточный газопровод из России в Турцию по дну Черного моря, одна нитка мощностью 15,75 млрд кубометров предназначена для потребностей Турции, а вторая — Балкан и Венгрии. Морская часть уже построена, строительство сухопутной части в Турции началось, а в Болгарии и Сербии должно стартовать в этом году. Но с самого начала «Турецкий поток» был неполной заменой отмененного в декабре 2014 года проекта «Южный поток» (об этом объявил Владимир Путин также в ходе встречи с Реджепом Эрдоганом), где планировалось строительство четырех ниток и, соответственно, мощность 64 млрд кубометров в год. Власти Болгарии, куда должен был прийти «Южный поток», в последние годы неоднократно поднимали вопрос о возобновлении проекта.

Источники “Ъ” в отрасли давно говорили, что «Газпром» в какой-то момент вернется к идее четырехниточного газопровода.

Дело в том, что проекты «Северный поток-2» и «Турецкий поток», задуманные для обнуления транзита российского газа через Украину после 2019 года, на фоне роста спроса на газ в Европе в последние годы уже не решают своей задачи. Даже если оба газопровода будут введены и полностью задействованы, «Газпрому» все равно придется в ближайшие годы использовать украинскую систему. При этом потенциальные изменения в газовом законодательстве ЕС (см. “Ъ” от 8 февраля) ставят под вопрос возможность загрузки «Газпромом» 100% мощности «Северного потока-2».

Заместитель главы ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что возможности для прокладки еще одной ветки «Турецкого потока» есть и они уже довольно хорошо проработаны с учетом истории «Южного потока». В таком варианте развития событий заинтересована Турция, которая старается стать европейским газовым хабом, и заявление о строительстве дополнительных мощностей можно считать сигналом для партнеров.

В то же время эксперт не видит фундаментальных оснований для строительства дополнительной инфраструктуры: обеспечить газом европейские страны можно и за счет уже имеющейся системы газопроводов — TAP (часть создаваемого Южного газового коридора для поставки в Европу газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз) и расширения недостроенного ITGI из Турции через Грецию в Италию. Возможно, отмечает господин Гривач, планы по строительству еще одной ветки «Турецкого потока» отражают опасения, что азербайджанского газа (предполагается поставка 16 млрд кубометров в год) может не хватить для обеспечения всего спроса.

Авторы: Юрий Барсуков, Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 14.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики