Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» умножает потоки

«Газпром» умножает потоки

Алексей Миллер допустил строительство «Турецкого потока-2»

«Газпром» впервые официально и на высоком уровне объявил о возможности строительства второй очереди газопровода «Турецкий поток». Информация появилась по итогам встречи Владимира Путина и турецкого лидера Реджепа Эрдогана спустя несколько дней после принципиального согласования поправок к законодательству ЕС, которые могут ограничить использование мощностей будущего газопровода «Северный поток-2». Вторая очередь «Турецкого потока» могла бы полностью избавить «Газпром» от необходимости сохранения украинского транзита, но с точки зрения газоснабжения Европы эксперты считают проект избыточным.

По итогам встречи президента РФ Владимира Путина и его турецкого коллеги Реджепа Эрдогана глава «Газпрома» Алексей Миллер, отвечая на вопрос, возможно ли расширение проекта «Турецкий поток» в направлении Греции, сказал ТАСС, что «две нитки через Черное море уже построены и дальше ведется строительство наземной инфраструктуры», а «при наличии спроса и необходимых согласований проект морского газопровода “Турецкий поток-2” мог бы состояться».

Таким образом, господин Миллер дал понять, что поставки российского газа из Турции в Грецию состоятся только при расширении проекта «Турецкий поток». И, по сути, впервые официально подтвердил возможность появления второй очереди газопровода.

Сейчас «Турецкий поток» представляет собой морской двухниточный газопровод из России в Турцию по дну Черного моря, одна нитка мощностью 15,75 млрд кубометров предназначена для потребностей Турции, а вторая — Балкан и Венгрии. Морская часть уже построена, строительство сухопутной части в Турции началось, а в Болгарии и Сербии должно стартовать в этом году. Но с самого начала «Турецкий поток» был неполной заменой отмененного в декабре 2014 года проекта «Южный поток» (об этом объявил Владимир Путин также в ходе встречи с Реджепом Эрдоганом), где планировалось строительство четырех ниток и, соответственно, мощность 64 млрд кубометров в год. Власти Болгарии, куда должен был прийти «Южный поток», в последние годы неоднократно поднимали вопрос о возобновлении проекта.

Источники “Ъ” в отрасли давно говорили, что «Газпром» в какой-то момент вернется к идее четырехниточного газопровода.

Дело в том, что проекты «Северный поток-2» и «Турецкий поток», задуманные для обнуления транзита российского газа через Украину после 2019 года, на фоне роста спроса на газ в Европе в последние годы уже не решают своей задачи. Даже если оба газопровода будут введены и полностью задействованы, «Газпрому» все равно придется в ближайшие годы использовать украинскую систему. При этом потенциальные изменения в газовом законодательстве ЕС (см. “Ъ” от 8 февраля) ставят под вопрос возможность загрузки «Газпромом» 100% мощности «Северного потока-2».

Заместитель главы ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что возможности для прокладки еще одной ветки «Турецкого потока» есть и они уже довольно хорошо проработаны с учетом истории «Южного потока». В таком варианте развития событий заинтересована Турция, которая старается стать европейским газовым хабом, и заявление о строительстве дополнительных мощностей можно считать сигналом для партнеров.

В то же время эксперт не видит фундаментальных оснований для строительства дополнительной инфраструктуры: обеспечить газом европейские страны можно и за счет уже имеющейся системы газопроводов — TAP (часть создаваемого Южного газового коридора для поставки в Европу газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз) и расширения недостроенного ITGI из Турции через Грецию в Италию. Возможно, отмечает господин Гривач, планы по строительству еще одной ветки «Турецкого потока» отражают опасения, что азербайджанского газа (предполагается поставка 16 млрд кубометров в год) может не хватить для обеспечения всего спроса.

Авторы: Юрий Барсуков, Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 14.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики