Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия блокирует попытки изменить правовую базу "Северного потока-2" методом Польши

Германия блокирует попытки изменить правовую базу "Северного потока-2" методом Польши

Заявленные министром ФРГ Альтмайером возможные изменения правовой базы по "Северному потоку-2" всерьез интересов России в проекте не ущемят. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

"Изначально весь конфликт вокруг поправок в энергетическое законодательство Евросоюза развернулся на противодействии желанию Германии единолично принимать решения и вести переговоры о применение правил к "Северному потоку-2". Берлин делает все, чтобы получить право единолично блокировать применение любых норм, которые могут создать непреодолимые сложности как для строительства газопровода, так и для его эксплуатации. ФРГ заинтересована, чтобы газ из РФ попадал в Европу без надуманных препятствий.

Мотивы у противников Берлина разные. Румыния, к примеру, является сателлитом США в ЕС, это одна из двух стран, уже размещающих у себя элементы противоракетной обороны. Этим они провоцируют очередную напряженность в диалоге России с ЕС. На Францию же оказали серьезное давление – президент Эммануэль Макрон и без того в тяжелом положении из-за внутриполитических проблем, и его еще вынуждают обострять отношения с Берлином", - отмечает специалист.

Министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер сообщил, что Германия изучает возможность изменения правовой базы, регулирующей газопровод "Северный поток-2". Делается это "чтобы обеспечить ее соответствие нормативным требованиям Европейского союза". По словам министра, изменения могут быть связаны с тем, что законодательство ЕС требует разделения собственности на производство и газопровод. Кроме того, можно ожидать нововведений касательно того, кто будет подавать газ в трубу и кто будет иметь к ней доступ. Альтмайер добавил, что именно Германия будет принимать решения о конкретных изменениях и мерах их реализации.

"Пока не понятно, в каком виде будут окончательно закреплены поправки в законодательство – пока они лишь предварительно одобрены представителями стран Европы в Совете ЕС. Однако уже внесены поправки, которые не позволили отдать ряд важных для проекта вопросов на откуп Брюсселю, а это позволяет говорить о будущем "Северного потока-2" с серьезной долей уверенности и позитива.

При этом сам процесс обсуждения поправок вообще не решает заявленных изначально руководством ЕС проблем. Брюссель заявлял, что в законодательстве альянса существует некая лакуна, разрегулирующая работу газопроводов. Но то, что продвигают оппоненты Германии, никаких проблем не устраняют, а наоборот, создают лишь больше неопределенности и противоречий. Все потому, что истинная цель была другой – помешать строительству "Северного потока-2", - подчеркивает эксперт.

ЕС под давлением

Ранее сообщалось, что Германия и Франция достигли компромисса по "Северному потоку-2" и представили его послам стран ЕС в Брюсселе. Цитируя черновик документа, говорилось, что Германия будет вести надзор за проектом, так как именно через нее трубопровод входит в ЕС. Позднее румынское председательство в Совете ЕС сообщило, что получило возможность начать переговоры с Европарламентом о компромиссном варианте текста поправок к Газовой директиве Евросоюза. 

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с действующим "Северным потоком". Он пройдет через территориальные или исключительные экономические зоны стран, расположенных вдоль берегов Балтийского моря, - РФ, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Из этих стран оператору проекта осталось получить разрешение на строительство только от Дании.

"Заявления, что нововведения затронут вопрос, кто сможет транспортировать газ по "Северному потоку-2", чисто номинальные – альтернатив российскому газу на маршруте газопровода просто нет. Просто Германия получит право выдавать решения об "исключении из правил", но в реальности это препятствий не создаст. С другой стороны, попытки со стороны Евросоюза будут попытки ограничить право России использовать весь потенциал трубопровода в полном объеме.

Подобных ограничений в свое время Польша добилась ограничений России расширенного доступа к мощностям трубы OPAL (сухопутное продолжение первого "Северного потока"), в результате чего Европейский суд временно запретил российской компании использовать мощности этого газопровода лишь частично. Однако с "Северным потоком-2" подобное не пройдет, так как юрисдикция Евросоюза не распространяется на территорию РФ, а строящийся трубопровод – это цельная газотранспортная структура от России до Германии.

Германия, будучи лидером ЕС, все же не может "продавить" нужные ей решения – из-за того, что Евросоюз несамостоятелен и достаточно сильно зависит от США. Вашингтон же навязывает партнерам свою волю, которая противоречит их политическим и экономическим интересам. Впрочем, обратный эффект наблюдается – ЕС противодействует, и раздражение бесцеремонным поведением Штатов нарастает. Со временем оно может вылиться в серьезные последствия, которые дорого обойдутся США", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 15.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики