Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия блокирует попытки изменить правовую базу "Северного потока-2" методом Польши

Германия блокирует попытки изменить правовую базу "Северного потока-2" методом Польши

Заявленные министром ФРГ Альтмайером возможные изменения правовой базы по "Северному потоку-2" всерьез интересов России в проекте не ущемят. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

"Изначально весь конфликт вокруг поправок в энергетическое законодательство Евросоюза развернулся на противодействии желанию Германии единолично принимать решения и вести переговоры о применение правил к "Северному потоку-2". Берлин делает все, чтобы получить право единолично блокировать применение любых норм, которые могут создать непреодолимые сложности как для строительства газопровода, так и для его эксплуатации. ФРГ заинтересована, чтобы газ из РФ попадал в Европу без надуманных препятствий.

Мотивы у противников Берлина разные. Румыния, к примеру, является сателлитом США в ЕС, это одна из двух стран, уже размещающих у себя элементы противоракетной обороны. Этим они провоцируют очередную напряженность в диалоге России с ЕС. На Францию же оказали серьезное давление – президент Эммануэль Макрон и без того в тяжелом положении из-за внутриполитических проблем, и его еще вынуждают обострять отношения с Берлином", - отмечает специалист.

Министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер сообщил, что Германия изучает возможность изменения правовой базы, регулирующей газопровод "Северный поток-2". Делается это "чтобы обеспечить ее соответствие нормативным требованиям Европейского союза". По словам министра, изменения могут быть связаны с тем, что законодательство ЕС требует разделения собственности на производство и газопровод. Кроме того, можно ожидать нововведений касательно того, кто будет подавать газ в трубу и кто будет иметь к ней доступ. Альтмайер добавил, что именно Германия будет принимать решения о конкретных изменениях и мерах их реализации.

"Пока не понятно, в каком виде будут окончательно закреплены поправки в законодательство – пока они лишь предварительно одобрены представителями стран Европы в Совете ЕС. Однако уже внесены поправки, которые не позволили отдать ряд важных для проекта вопросов на откуп Брюсселю, а это позволяет говорить о будущем "Северного потока-2" с серьезной долей уверенности и позитива.

При этом сам процесс обсуждения поправок вообще не решает заявленных изначально руководством ЕС проблем. Брюссель заявлял, что в законодательстве альянса существует некая лакуна, разрегулирующая работу газопроводов. Но то, что продвигают оппоненты Германии, никаких проблем не устраняют, а наоборот, создают лишь больше неопределенности и противоречий. Все потому, что истинная цель была другой – помешать строительству "Северного потока-2", - подчеркивает эксперт.

ЕС под давлением

Ранее сообщалось, что Германия и Франция достигли компромисса по "Северному потоку-2" и представили его послам стран ЕС в Брюсселе. Цитируя черновик документа, говорилось, что Германия будет вести надзор за проектом, так как именно через нее трубопровод входит в ЕС. Позднее румынское председательство в Совете ЕС сообщило, что получило возможность начать переговоры с Европарламентом о компромиссном варианте текста поправок к Газовой директиве Евросоюза. 

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с действующим "Северным потоком". Он пройдет через территориальные или исключительные экономические зоны стран, расположенных вдоль берегов Балтийского моря, - РФ, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Из этих стран оператору проекта осталось получить разрешение на строительство только от Дании.

"Заявления, что нововведения затронут вопрос, кто сможет транспортировать газ по "Северному потоку-2", чисто номинальные – альтернатив российскому газу на маршруте газопровода просто нет. Просто Германия получит право выдавать решения об "исключении из правил", но в реальности это препятствий не создаст. С другой стороны, попытки со стороны Евросоюза будут попытки ограничить право России использовать весь потенциал трубопровода в полном объеме.

Подобных ограничений в свое время Польша добилась ограничений России расширенного доступа к мощностям трубы OPAL (сухопутное продолжение первого "Северного потока"), в результате чего Европейский суд временно запретил российской компании использовать мощности этого газопровода лишь частично. Однако с "Северным потоком-2" подобное не пройдет, так как юрисдикция Евросоюза не распространяется на территорию РФ, а строящийся трубопровод – это цельная газотранспортная структура от России до Германии.

Германия, будучи лидером ЕС, все же не может "продавить" нужные ей решения – из-за того, что Евросоюз несамостоятелен и достаточно сильно зависит от США. Вашингтон же навязывает партнерам свою волю, которая противоречит их политическим и экономическим интересам. Впрочем, обратный эффект наблюдается – ЕС противодействует, и раздражение бесцеремонным поведением Штатов нарастает. Со временем оно может вылиться в серьезные последствия, которые дорого обойдутся США", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 15.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики