Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия блокирует попытки изменить правовую базу "Северного потока-2" методом Польши

Германия блокирует попытки изменить правовую базу "Северного потока-2" методом Польши

Заявленные министром ФРГ Альтмайером возможные изменения правовой базы по "Северному потоку-2" всерьез интересов России в проекте не ущемят. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

"Изначально весь конфликт вокруг поправок в энергетическое законодательство Евросоюза развернулся на противодействии желанию Германии единолично принимать решения и вести переговоры о применение правил к "Северному потоку-2". Берлин делает все, чтобы получить право единолично блокировать применение любых норм, которые могут создать непреодолимые сложности как для строительства газопровода, так и для его эксплуатации. ФРГ заинтересована, чтобы газ из РФ попадал в Европу без надуманных препятствий.

Мотивы у противников Берлина разные. Румыния, к примеру, является сателлитом США в ЕС, это одна из двух стран, уже размещающих у себя элементы противоракетной обороны. Этим они провоцируют очередную напряженность в диалоге России с ЕС. На Францию же оказали серьезное давление – президент Эммануэль Макрон и без того в тяжелом положении из-за внутриполитических проблем, и его еще вынуждают обострять отношения с Берлином", - отмечает специалист.

Министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер сообщил, что Германия изучает возможность изменения правовой базы, регулирующей газопровод "Северный поток-2". Делается это "чтобы обеспечить ее соответствие нормативным требованиям Европейского союза". По словам министра, изменения могут быть связаны с тем, что законодательство ЕС требует разделения собственности на производство и газопровод. Кроме того, можно ожидать нововведений касательно того, кто будет подавать газ в трубу и кто будет иметь к ней доступ. Альтмайер добавил, что именно Германия будет принимать решения о конкретных изменениях и мерах их реализации.

"Пока не понятно, в каком виде будут окончательно закреплены поправки в законодательство – пока они лишь предварительно одобрены представителями стран Европы в Совете ЕС. Однако уже внесены поправки, которые не позволили отдать ряд важных для проекта вопросов на откуп Брюсселю, а это позволяет говорить о будущем "Северного потока-2" с серьезной долей уверенности и позитива.

При этом сам процесс обсуждения поправок вообще не решает заявленных изначально руководством ЕС проблем. Брюссель заявлял, что в законодательстве альянса существует некая лакуна, разрегулирующая работу газопроводов. Но то, что продвигают оппоненты Германии, никаких проблем не устраняют, а наоборот, создают лишь больше неопределенности и противоречий. Все потому, что истинная цель была другой – помешать строительству "Северного потока-2", - подчеркивает эксперт.

ЕС под давлением

Ранее сообщалось, что Германия и Франция достигли компромисса по "Северному потоку-2" и представили его послам стран ЕС в Брюсселе. Цитируя черновик документа, говорилось, что Германия будет вести надзор за проектом, так как именно через нее трубопровод входит в ЕС. Позднее румынское председательство в Совете ЕС сообщило, что получило возможность начать переговоры с Европарламентом о компромиссном варианте текста поправок к Газовой директиве Евросоюза. 

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с действующим "Северным потоком". Он пройдет через территориальные или исключительные экономические зоны стран, расположенных вдоль берегов Балтийского моря, - РФ, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Из этих стран оператору проекта осталось получить разрешение на строительство только от Дании.

"Заявления, что нововведения затронут вопрос, кто сможет транспортировать газ по "Северному потоку-2", чисто номинальные – альтернатив российскому газу на маршруте газопровода просто нет. Просто Германия получит право выдавать решения об "исключении из правил", но в реальности это препятствий не создаст. С другой стороны, попытки со стороны Евросоюза будут попытки ограничить право России использовать весь потенциал трубопровода в полном объеме.

Подобных ограничений в свое время Польша добилась ограничений России расширенного доступа к мощностям трубы OPAL (сухопутное продолжение первого "Северного потока"), в результате чего Европейский суд временно запретил российской компании использовать мощности этого газопровода лишь частично. Однако с "Северным потоком-2" подобное не пройдет, так как юрисдикция Евросоюза не распространяется на территорию РФ, а строящийся трубопровод – это цельная газотранспортная структура от России до Германии.

Германия, будучи лидером ЕС, все же не может "продавить" нужные ей решения – из-за того, что Евросоюз несамостоятелен и достаточно сильно зависит от США. Вашингтон же навязывает партнерам свою волю, которая противоречит их политическим и экономическим интересам. Впрочем, обратный эффект наблюдается – ЕС противодействует, и раздражение бесцеремонным поведением Штатов нарастает. Со временем оно может вылиться в серьезные последствия, которые дорого обойдутся США", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 15.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики