Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия блокирует попытки изменить правовую базу "Северного потока-2" методом Польши

Германия блокирует попытки изменить правовую базу "Северного потока-2" методом Польши

Заявленные министром ФРГ Альтмайером возможные изменения правовой базы по "Северному потоку-2" всерьез интересов России в проекте не ущемят. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

"Изначально весь конфликт вокруг поправок в энергетическое законодательство Евросоюза развернулся на противодействии желанию Германии единолично принимать решения и вести переговоры о применение правил к "Северному потоку-2". Берлин делает все, чтобы получить право единолично блокировать применение любых норм, которые могут создать непреодолимые сложности как для строительства газопровода, так и для его эксплуатации. ФРГ заинтересована, чтобы газ из РФ попадал в Европу без надуманных препятствий.

Мотивы у противников Берлина разные. Румыния, к примеру, является сателлитом США в ЕС, это одна из двух стран, уже размещающих у себя элементы противоракетной обороны. Этим они провоцируют очередную напряженность в диалоге России с ЕС. На Францию же оказали серьезное давление – президент Эммануэль Макрон и без того в тяжелом положении из-за внутриполитических проблем, и его еще вынуждают обострять отношения с Берлином", - отмечает специалист.

Министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер сообщил, что Германия изучает возможность изменения правовой базы, регулирующей газопровод "Северный поток-2". Делается это "чтобы обеспечить ее соответствие нормативным требованиям Европейского союза". По словам министра, изменения могут быть связаны с тем, что законодательство ЕС требует разделения собственности на производство и газопровод. Кроме того, можно ожидать нововведений касательно того, кто будет подавать газ в трубу и кто будет иметь к ней доступ. Альтмайер добавил, что именно Германия будет принимать решения о конкретных изменениях и мерах их реализации.

"Пока не понятно, в каком виде будут окончательно закреплены поправки в законодательство – пока они лишь предварительно одобрены представителями стран Европы в Совете ЕС. Однако уже внесены поправки, которые не позволили отдать ряд важных для проекта вопросов на откуп Брюсселю, а это позволяет говорить о будущем "Северного потока-2" с серьезной долей уверенности и позитива.

При этом сам процесс обсуждения поправок вообще не решает заявленных изначально руководством ЕС проблем. Брюссель заявлял, что в законодательстве альянса существует некая лакуна, разрегулирующая работу газопроводов. Но то, что продвигают оппоненты Германии, никаких проблем не устраняют, а наоборот, создают лишь больше неопределенности и противоречий. Все потому, что истинная цель была другой – помешать строительству "Северного потока-2", - подчеркивает эксперт.

ЕС под давлением

Ранее сообщалось, что Германия и Франция достигли компромисса по "Северному потоку-2" и представили его послам стран ЕС в Брюсселе. Цитируя черновик документа, говорилось, что Германия будет вести надзор за проектом, так как именно через нее трубопровод входит в ЕС. Позднее румынское председательство в Совете ЕС сообщило, что получило возможность начать переговоры с Европарламентом о компромиссном варианте текста поправок к Газовой директиве Евросоюза. 

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с действующим "Северным потоком". Он пройдет через территориальные или исключительные экономические зоны стран, расположенных вдоль берегов Балтийского моря, - РФ, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Из этих стран оператору проекта осталось получить разрешение на строительство только от Дании.

"Заявления, что нововведения затронут вопрос, кто сможет транспортировать газ по "Северному потоку-2", чисто номинальные – альтернатив российскому газу на маршруте газопровода просто нет. Просто Германия получит право выдавать решения об "исключении из правил", но в реальности это препятствий не создаст. С другой стороны, попытки со стороны Евросоюза будут попытки ограничить право России использовать весь потенциал трубопровода в полном объеме.

Подобных ограничений в свое время Польша добилась ограничений России расширенного доступа к мощностям трубы OPAL (сухопутное продолжение первого "Северного потока"), в результате чего Европейский суд временно запретил российской компании использовать мощности этого газопровода лишь частично. Однако с "Северным потоком-2" подобное не пройдет, так как юрисдикция Евросоюза не распространяется на территорию РФ, а строящийся трубопровод – это цельная газотранспортная структура от России до Германии.

Германия, будучи лидером ЕС, все же не может "продавить" нужные ей решения – из-за того, что Евросоюз несамостоятелен и достаточно сильно зависит от США. Вашингтон же навязывает партнерам свою волю, которая противоречит их политическим и экономическим интересам. Впрочем, обратный эффект наблюдается – ЕС противодействует, и раздражение бесцеремонным поведением Штатов нарастает. Со временем оно может вылиться в серьезные последствия, которые дорого обойдутся США", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 15.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики