Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт оценил будущее «Северного потока – 2» в свете новых угроз от ЕС

Эксперт оценил будущее «Северного потока – 2» в свете новых угроз от ЕС

Несмотря на возросшие риски того, что первые несколько лет после начала эксплуатации газопровод  «Северный поток – 2» останется недозагруженным из-за новых регуляторных инициатив Европейского союза, у России остаются неплохие шансы на то, чтобы в течение 2019–2020 года получить исключение из Третьего энергопакета. Об этом в беседе с «Известиями» рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Ранее, 18 февраля, газета «Коммерсант» сообщила, что из-за поправок к Газовой директиве Евросоюза, согласно которым согласие на выведение проекта из-под ее норм должна будет дать и Еврокомиссия, и комитет представителей всех стран ЕС. Из-за этого процедура станет длительной и сложной.

Таким образом, Европейская комиссия может запретить российской корпорации использовать газопровод больше чем наполовину и обязать оставить другую его половину для потенциальных «третьих лиц».

Теоретически проблему можно решить в случае, если «Северный поток – 2» получит исключения из правил Евросоюза. Соглашение о таких исключениях может заключить с Россией Германия, куда приходит газопровод. Тем не менее, как следует из текста поправок, на практике такой путь будет сложным и долгим, а Германии придется заручиться поддержкой больших европейских стран, например Италии и Франции.

«Вот это никто не ожидал, все думали, что Германия отстояла право самостоятельного определения статуса «Северного потока – 2». Изначально информация была такая, что страна, на берег которой выходит морской газопровод, в данном случае Германия, сама определяет, распространяется ли действие третьего энергопакета или нет. А тут оказывается, что в поправках к Газовой директиве все равно содержатся какие-то обязательства согласовывать свои решения с другими странами ЕС», — объяснил Юшков.

В качестве позитивного примера развития подобной ситуации эксперт привел второе ответвление от «Северного потока» — Nel, который буквально сразу же после введения в строй получил исключение из норм третьего энергопакета и всегда был загружен на полную мощность.

«Газпром» будет настаивать на исключении «Северного потока – 2» из Третьего энергопакета, в противном случае компания может обратиться в суд, отметил Юшков.

«Даже юридическая служба Еврокомиссии в прошлом году при первой попытке распространить Третий энергопакет на морскую часть (СП2), признала эти действия незаконными. И сказала, что подобная практика будет противоречить международному праву и, в частности, конвенции по морскому праву», — заключил эксперт.

«Северный поток – 2» строится по дну Балтийского моря от России до Германии с целью обеспечения поставок газа в Европу. Против проекта выступают страны Прибалтики, Польша, Украина, которая боится потерять транзит российского газа, и США, планирующие продавать ЕС свой сжиженный природный газ (СПГ). 

Источник: Известия, 18.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики