Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик: "Северный поток-2" останется полупустым? Практика показывает иное

Аналитик: "Северный поток-2" останется полупустым? Практика показывает иное

Новые нормы ЕС могут оставить "Северный поток-2" недозагруженным в первые несколько лет эксплуатации, пишут СМИ. Свое мнение о том, насколько велик этот риск, в эфире радио Sputnik изложил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
Газопровод "Северный поток-2" может остаться недозагруженным как минимум в первые несколько лет эксплуатации, пишет газета "Коммерсант".
 
Отмечается, что такие риски появились из-за поправок к Газовой директиве Евросоюза, согласно которым согласие на выведение проекта из-под ее норм должна будет дать и Еврокомиссия, и комитет представителей всех стран ЕС. Из-за этого процедура станет длительной и сложной. На прошлой неделе поправки согласовали представители Европарламента, Еврокомиссии и Совета ЕС. На среду намечено их повторное рассмотрение. Поправки направлены на то, чтобы распространить действие Газовой директивы на "Северный поток-2". 
Как пишет "Коммерсант", на практике это означает, что у газопровода должен быть независимый от "Газпрома" оператор, а к мощностям должны получить доступ "третьи лица". Если создать независимого оператора возможно, то доступ "третьих лиц" к нему организовать не получится, так как газ в российский конец трубы может подать только "Газпром". Поэтому по аналогии с газопроводом Opal ЕК может запретить использовать "Северный поток-2" больше чем наполовину, оставив другую половину для потенциальных "третьих лиц". 
 
Согласно поправкам, Германия может заключить с Россией соглашение об исключениях из директивы. Процесс потребует взаимодействия с ЕК на двух стадиях: сначала она должна выдать разрешение на переговоры, а затем – на подписание такого договора. По данным издания, окончательное решение будет приниматься простым большинством стран-членов ЕС. Это означает, что Берлину придется заручиться поддержкой других стран, чтобы добиться исключения для "Северного потока-2".
 
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в эфире радио Sputnik высказал мнение о том, чего добиваются сторонники внесения поправок в Газовую директиву.
 
"Мы видим, что Третий энергопакет (включающий в себя Газовую директиву – ред.) – а это, по идее, комплекс антимонопольных мер, чтобы конкуренция развивалась – начинают использовать фактически как инструмент санкций против России. Эти меры пытаются применить к "Северному потоку-2" не для того, что новые поставщики появились – они все равно не появятся. Это делается для того, чтобы за вложенные в строительство 9,5 млрд евро (в которые оценивается проект – ред.) были получены не 55 млрд кубов прокачки (газа), а только 27,5", – сказал Игорь Юшков.
 
По его мнению, сторонникам "Северного потока-2" удастся добиться, чтобы этот проект был признан исключением из правил, определяемых Газовой директивой.
 
"На самом деле, хотя в СМИ высказываются, в том числе, и довольно пессимистические прогнозы, здесь, я думаю, не все так плохо. Вспомним, что первый "Северный поток", выходя на территорию Германии, разделяется на две части – NEL и Opal. И Opal, действительно, долго не мог получить разрешение на полную загрузку, но NEL с самого начала получил это разрешение. Поэтому далеко не факт, что "Северный поток-2", когда он будет построен, годами будет ждать этого разрешения. Вполне может быть, что Германия довольно быстро это пролоббирует. Тем более что практика показала: с тем же Opal тянули чуть ли не семь лет, а потом все равно разрешили его загрузить на полную мощность", – отметил Игорь Юшков.
 
Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Против строительства выступают США, которые продвигают планы экспорта в страны ЕС своего СПГ, а также ряд европейских стран, в том числе страны Прибалтики и Польша.

Еврокомиссия в ноябре 2017 года предложила внести поправки к Газовой директиве ЕС. Их цель – применение определенных норм энергетического законодательства ЕС не к некоторым, а ко всем газопроводам на территории Евросоюза, которые идут из или в третьи страны. Сейчас эти нормы не распространяются на морские участки газопроводов. 

Источник: Радио Sputnik, 18.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики