Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Посягательства на объемы "Северного потока-2" приведут к конфликту Германии с другими странами ЕС

Посягательства на объемы "Северного потока-2" приведут к конфликту Германии с другими странами ЕС

Появилась информация, что в рамках Газовой директивы Евросоюза планируется введение ограничений на прокачку газа с помощью газотранспортной системы «Северный поток-2» по принципу, который был оговорен в рамках Третьего энергопакета. 

В Евросоюзе хотят ввести новые ограничения против «Северного потока-2»

Напомним, что с помощью Третьего энергопакета европейцы ввели искусственные ограничения на работу «Северного потока-1», которые «Газпром» уже не один год пытается оспорить и признать неправовыми в контексте разбирательств в инстанциях Евросоюза.

Другой вопрос, факт является фактом, учитывая то обстоятельство, что «Северный поток-1», как проект, имеет юридическое отношение к Евросоюзу, из-за чего Брюссель и ввел против него нормы Третьего энергопакета. В силу этого, возможна загрузка только половины мощностей газопровода Opal, который является европейским продолжением «Северного потока-1», на основании антимонопольных правил ЕС.

Дело в том, что в рамках Третьего энергопакета было придумано искусственное ограничение на то, что газопроводные мощности должны продаваться по тендеру, и одна компания не может рассчитывать больше, чем на 50 процентов. Учитывая, что газопровод Opal интересен и может использоваться только «Газпромом» в контексте «Северного потока-2», это выглядит нелепо, но на практике является фактом.

И теперь такие ограничения пытаются ввести против «Северного потока-2», который не заходит на территорию ЕС и расположен в акватории международных вод, из-за чего Третий энергопакет здесь не действует, вследствие чего, и была разработана Газовая директива. 

Данное предложение является чрезвычайно сомнительным

Впрочем, непонятно, как все это будет применяться на практике, учитывая, что такие шаги со стороны Евросоюза являются прямым нарушением международного права и, наверняка, вызовут ожесточенное сопротивление со стороны Германии.

Очевидно, что в основе данных мероприятий не борьба Брюсселя и Москвы или, тем более, не популистская поддержка газотранспортных интересов Украины, а трения между государствами ЕС и Германией, которая становится европейским газовым монополистом.

Ведь после того, как будет полностью готов «Северный поток-2», Германия будет напрямую получать из России огромные объемы газа, а затем распределять их по другим государствам Евросоюза. Это не нравится многим другим европейским странам, что видно по заявлениям правительства Италии, которое, мягко скажем, не в восторге от перспективы прямой газовой кооперации с Германией.

В итоге, Берлину нужно будет получать исключение от Еврокомиссии, и это может серьезно затянуться, в результате чего, даже был сделан вывод о том, что в первые годы «Северный поток-2» будет недозагружен на половину своих проектных мощностей. 

Все это следствие американского давления

Впрочем, это не является проблемой, поскольку в Евросоюзе пока не готовы все мощности по приему российского газа, поэтому данный проект и без этого будет постепенно выводиться на проектную мощность, на которую заработает только в районе 2022 года.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в комментарии ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что эти разговоры отражают внутренние трения в ЕС.

«Все это также имеет аспект борьбы европейских государств с влиянием США на европейский энергетический сектор, поскольку было понятно, как в прошлом, так и в нынешнем году, что распространение норм Третьего энергопакета на «Северный поток-2» лоббировалось Вашингтоном, для чего американцы и нашли себе верных союзников в Евросоюзе», - констатирует Юшков.

Как замечает эксперт, американцы не ввели каких-то особых санкций против «Северного потока-2», но очень активно прорабатывали этот вопрос со своими клиентами в Европе – в частности, данный аспект является следствием политики той же Польши. 

Борьба с «Северным потоком-2» имеет смутные перспективы

«Это видно по решению Антимонопольного ведомства Польши, после чего, европейские компании не смогли купить доли в компании Nord Stream AG, и это притом, что данная структура никак не влияет на конкуренцию в польской энергетике», - заключает Юшков.

Очевидно, что перед нами попытки вставить палки в колеса российско-германским энергетическим проектам, причем в случае с «Северным потоком-2» сейчас повторяется та же история, которую мы давно видим в политике Варшавы, а также государств Прибалтики.

«Так-то, здесь все понятно – нельзя распространять действие Третьего энергопакета на морские газопроводы, поскольку это входит в прямое противоречие с нормами Морской конвенции от 1982 год, регулирующей данный вопрос», - резюмирует Юшков.

Сейчас эта идея проталкивается, несмотря на очевидную коллизию с международным правом, причем это прямая борьба США за рынки сбыта для американского СПГ, которая коррелирует с совершенно различными интересами частных государств Евросоюза. 

«Даже борьба за прокачку газа через Украину является здесь выражением американских интересов, поскольку эта страна находится под контролем США, а, значит, вполне возможно в американских интересах регулировать и данный вопрос», - заключает Юшков.

В то же время, есть очень серьезные сомнения, что подобный вариант развития событий действительно реален, учитывая энергетические интересы европейских государств и их заточенность на потребление российского природного газа.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 18.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики