Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина может вновь поднять тему транзита газа

Украина может вновь поднять тему транзита газа

Об этом можно судить по тому, что «Северный поток — 2», возможно, будет недозагружен. Как сообщил «Коммерсантъ», газопровод какое-то время будет работать лишь на половину мощности — это следует из поправок к газовой директиве Евросоюза

Иногда кажется, что российская бюрократия — младенец по сравнению с европейской. Чтобы «Газпром» мог загрузить «Северный поток — 2» на полную мощность, ему придется добиться того, чтобы Германия сделала для него исключение.

Но сначала это должна согласовать Еврокомиссия. Более того, ЕК должна дать разрешение, чтобы Берлин мог в принципе вести такие переговоры с Москвой. А если о чем-то договорятся, то европейское правительство должно это утвердить — или не утвердить.

Но и этого мало. Договоренности России и Германии должны будут согласовать все члены ЕС, а среди них есть и противники российского газопровода. Да и в Европе есть мнение о том, что исключение для «Газпрома» делать не будут, комментирует старший аналитик по энергетике британской компании Interfax Global Energy Катриона Скотт: 

«Этот проект — новая часть инфраструктуры, вряд ли для него сделают исключение, мы не думаем, что это возможно. Это касается и прочих линий, построенных ранее. Это часть инфраструктуры, а значит, к ней будет применяться Третий энергопакет. ЕС прилагает усилия, чтобы соблюсти эти нормы. Это позиция стран. Третий энергопакет — просто часть законодательства, которое применяется ко всем инфраструктурным проектам, коим является и «Северный поток — 2».

В результате на сцену может снова выйти Украина. Если газопровод будет загружен лишь наполовину, то остро встанет вопрос, на каких условиях будет идти газ по украинской трубе.

Смысл «Северного потока» и «Турецкого потока» в том, чтобы полностью избавиться от украинского транзита. В Германии всегда заявляли, что часть газа все равно должна идти через Украину. И в Москве тоже соглашались, что транзит останется. Но главный вопрос — в каком объеме: 10-15 млрд кубометров, как предлагал «Газпром», или гораздо больше? И, что немаловажно, по какой цене. Правда, за транзит придется платить и по «Северному потоку — 2». Но там все уже явно обо всем договорились.

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности: «У Украины сейчас есть попытка зацепиться за европейцев, которые занимают такую эшелонированную оборону. Сначала говорили «не дадим строить», теперь понимают, что морская часть будет построена, пытаются сделать так, чтобы только половина трубы могла быть использована. Но все равно какое-то соглашение с Украиной придется заключать, потому что даже в лучшем для себя случае «Газпром» не успеет полностью отстроить всю инфраструктуру, ведь нужно не только трубу эту проложить, но и провести эксплуатационные испытания, нужно, чтобы она заработала на полную мощность».

С другой стороны, практика показала, что когда Германии нужен газ, то никакие законы ее не останавливают. Первый «Северный поток», несмотря на все препятствия, в итоге заработал на полную мощность. Но пока на Украину работает время. «Северный поток — 2» еще не построен, переговоры с Европой — дело долгое, а транзитный контракт с Киевом истекает в декабре.

Сейчас украинский транзит составляет примерно 80 млрд кубометров в год. На кону стоят десятки миллиардов кубометров и примерно полтора миллиарда долларов в год, которые транзит российского газа приносит Украине. А значит, снова может начаться политическое шоу вокруг газовой темы. Про него в последнее время как-то подзабыли, но тема осталась. 

Источник: BFM.RU, 19.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики