Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина – Транзит – Конец. Как "Северный поток–2" меняет правила конкурентной игры

Украина – Транзит – Конец. Как "Северный поток–2" меняет правила конкурентной игры

В австрийском концерне, участвующим в реализации проекта "Северный поток–2", заявили о том, что запуск газопровода положит конец "украинской монополии" в вопросах транзита газа. О том, почему для европейских потребителей это крайне выгодно, Baltnews.lt узнал у эксперта.

Российский газопровод "Северный поток–2" лишит Украину возможности по своему усмотрению устанавливать высокие цены на транзит газа в Европу, заявил глава австрийского концерна OMV Райнер Зеле в интервью немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Мнение

Портал Baltnews.lt узнал у ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислава Митраховича, почему украинский транзит далеко не всегда выгоден Евросоюзу. 

"Если говорить о позиции компании OMV, то она является давним сторонником кооперации с Россией и участии в реализации "Северного потока–2". Этот проект сейчас подвергается атаке со стороны его оппонентов – США, представителей Еврокомиссии, политиков во многих государствах Европы, таких как Польша, республики Прибалтики. Соответственно, проект сейчас нужно защищать, для этого и было сделано это заявление. Фундаментально оно верно, поскольку чем больше существует возможностей поставлять газ, тем больше конкуренция, и тем лучше это для потребителя газа. Это заставляет транзитеров улучшать свои условия для удовлетворения потребителей, улучшать условия экономического характера – это касается стоимости прокачки – а также улучшать экологию, что важно для Европы", – сказал эксперт.

Митрахович отметил преимущества российского газового проекта перед транзитом газа из России через Украину.

"В этом смысле газопровод "Северный поток–2" выигрывает у Украины, поскольку он короче – поставлять газ в Германию через Балтийское море значительно ближе, чем через украинскую территорию. Киев не сможет теперь произвольно увеличивать тарифы, поскольку раньше Украина была тем регулятором, который тарифы в одностороннем порядке заявлял о том, что будет увеличивать стоимость транзита и по своему усмотрению. Чтобы Киев такие вещи не выкидывал впредь, нужны иные варианты поставок, и Райнер Зеле об этом совершенно четко заявляет – чем больше конкуренция, больше вариантов доставки, тем меньше Украина будет заявлять о повышении тарифов", – подчеркнул Митрахович

Он рассказал о преимуществах строящегося газопровода и по части экологичности:

"Касаемо экологии, и на "Северном потоке", и на "Северном потоке–2" используется современное оборудование, которое на десятилетия новее чем то, что используется на Украине. Оно значительно экологичнее с точки зрения вредных выбросов, энергозатрат и так далее. Для Европы, которая озабочена вопросом экологии, новые газопроводы значительно лучше, чем старые, которые Украина даже не торопится модернизировать. Кроме того, у нее на это нет средств, а никто из иностранных инвесторов не готов вкладывать в это средства, поскольку нет никакой гарантии загрузки данного маршрута".

Напомним, что газопровод "Северный поток–2" планируют ввести в эксплуатацию в конце 2019 года. Мощность трубы составит 55 миллиардов кубометров газа в год. 

Источник: Baltnews.lt, 19.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики