Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поддержка Берлином "Северного потока-2" заставила европейцев пойти на компромисс

Поддержка Берлином "Северного потока-2" заставила европейцев пойти на компромисс

Появилась информация, что завтра Совет представителей стран Евросоюза рассмотрит «компромиссный вариант» поправок к Газовой директиве, которая стала главным предметом для спекуляций в контексте энергетического сектора старого континента. 

Тема Газовой директивы стала мейнстримом в Евросоюзе

Во-первых, пока непонятно, к чему приведет Газовая директива – некоторые эксперты считают, что она может сыграть такую же роль для «Северного потока-2», как Третий энергопакет для «Северного потока-1». Отметим, что благодаря этому документу европейским властям удалось «уполовинить» объемы приема газопровода Opal, который является европейским продолжением «Северного потока-1».

Во-вторых, вызывает вопросы термин «компромиссный вариант», поскольку не до конца ясно, что вообще хочет добиться Евросоюз в контексте Газовой директивы. К тому же, создалось впечатление, что перед нами очередной проект недоброжелателей России.

Руководитель социальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что все это говорит о том, что в Евросоюзе идет чрезычайно жесткая борьба по энергетическим вопросам.

«Что касается Газовой директивы, то она будет носить уточняющий характер по отношению к тем решениям, которые были приняты европейскими властями по стратегическому российскому газотранспортному проекту «Северный поток-2», - констатирует Перов

Газовая директива стала фактором давления на «Северный поток-2»

Как замечает эксперт, изначальное сообщение здесь говорит о том, что в контексте ближайшей консультации в Евросоюзе будут приняты какие-то смягчающие обстоятельства по тем планам, которые были предложены в Брюсселе по этому российскому проекту.

«И очевидно также то, для кого это сделано, а именно для Германии, которая изначально была против того, чтобы условия Газовой директивы применялись в отношения «Северного потока-2». Кстати говоря, пока очень сложно говорить и о том, что будет представлять собой сама Газовая директива, поскольку здесь существенную роль играет значительное число нюансов», - резюмирует Перов.

Это может быть и какой-то переходный срок, во время которого условия Газовой директивы будут применяться к «Северному потоку-2», или будут уточнены конкретные сторонние поставщики, которые получат возможность пользоваться данной инфраструктурой.

«Просто если условия Третьего энергопакета в результате данных махинаций будут применены к «Северному потоку-2», то компания «Газпром» не сможет использовать больше половины новопостроенных газотранспортных мощностей», - заключает Перов

Сейчас идет торг между Брюсселем и Берлином

Согласно существующим европейским нормам, которые ЕС хотят распространить на проложенный в международных водах «Северный поток-2», одна компания не может занимать более половины объемов данной газотранспортной структуры. Это условие, в свою очередь, было намеренно применено в отношении России, учитывая, что у «Северного потока-1» есть только один возможный клиент.

«Вероятно, что это условие может быть смягчено – европейцы напишут здесь в итоге не 50, а 25 процентов, или меньше, или согласуют другие, может быть, и формальные обязательства, но на сегодня это представляет собой гадание на кофейной гуще», - констатирует Перов.

Впрочем, по мнению Александра Валентиновича, в качестве компромисса европейцы здесь изобразят, либо временное неиспользование этих ограничений в отношении «Северного потока-2», либо какой-то другой вариант, который сможет устроить официальный Берлин.

Ведь российский природный газ жизненно необходим для германской экономики, которая сейчас потребляет огромное количество угля из-за того, что в этой стране решили отказаться от атомной энергетики и сделать вместо нее ставку на альтернативную энергетику. И это не сможет работать, учитывая хотя бы тот факт, что альтернативные источники не создают постоянные объемы электрогенерации. 

Германской экономике необходима работа «Северного потока-2» на полную мощность

«Главным бенефициаром данного проекта является Германия, которая достаточно успешно сопротивлялась всем этим ограничениям со стороны Евросоюза, которые пытаются пролоббировать вполне определенные силы в Брюсселе», - резюмирует Перов.

Все эти попытки по созданию проблем для «Северного потока-2» продолжаются в Евросоюзе продолжительное время, и, нужно сделать вывод, что определенный результат здесь достигнут, что видно и по этой самой европейской Газовой директиве.

«Надо здесь сказать, что Германия все равно будет получать прибыль от «Северного потока-2», независимо от объемов прокачки, что видно и по тем условиям, которые были предоставлены компании-оператору данного проекта», - заключает Перов.

В этой компании, естественно, присутствует и германский капитал, причем объем прибыли здесь зависит не от объемов газа, которые пойдут по данному проекту. Соответственно, здесь все очень сложно, но важно и то, что сам проект уже в принципе реализован. 

«Впрочем, это интересы частных компаний, а если мы будем говорить о национальных интересах, то сразу придем к выводу, что ФРГ нужна работа «Северного потока-2» на полную мощность, учитывая современную ситуацию в германской экономике», - констатирует Перов.

Просто очевидно, что только стабильный трансфер российского газа создает нормальные энергетические условия в Германии.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 19.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики