Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поддержка Берлином "Северного потока-2" заставила европейцев пойти на компромисс

Поддержка Берлином "Северного потока-2" заставила европейцев пойти на компромисс

Появилась информация, что завтра Совет представителей стран Евросоюза рассмотрит «компромиссный вариант» поправок к Газовой директиве, которая стала главным предметом для спекуляций в контексте энергетического сектора старого континента. 

Тема Газовой директивы стала мейнстримом в Евросоюзе

Во-первых, пока непонятно, к чему приведет Газовая директива – некоторые эксперты считают, что она может сыграть такую же роль для «Северного потока-2», как Третий энергопакет для «Северного потока-1». Отметим, что благодаря этому документу европейским властям удалось «уполовинить» объемы приема газопровода Opal, который является европейским продолжением «Северного потока-1».

Во-вторых, вызывает вопросы термин «компромиссный вариант», поскольку не до конца ясно, что вообще хочет добиться Евросоюз в контексте Газовой директивы. К тому же, создалось впечатление, что перед нами очередной проект недоброжелателей России.

Руководитель социальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что все это говорит о том, что в Евросоюзе идет чрезычайно жесткая борьба по энергетическим вопросам.

«Что касается Газовой директивы, то она будет носить уточняющий характер по отношению к тем решениям, которые были приняты европейскими властями по стратегическому российскому газотранспортному проекту «Северный поток-2», - констатирует Перов

Газовая директива стала фактором давления на «Северный поток-2»

Как замечает эксперт, изначальное сообщение здесь говорит о том, что в контексте ближайшей консультации в Евросоюзе будут приняты какие-то смягчающие обстоятельства по тем планам, которые были предложены в Брюсселе по этому российскому проекту.

«И очевидно также то, для кого это сделано, а именно для Германии, которая изначально была против того, чтобы условия Газовой директивы применялись в отношения «Северного потока-2». Кстати говоря, пока очень сложно говорить и о том, что будет представлять собой сама Газовая директива, поскольку здесь существенную роль играет значительное число нюансов», - резюмирует Перов.

Это может быть и какой-то переходный срок, во время которого условия Газовой директивы будут применяться к «Северному потоку-2», или будут уточнены конкретные сторонние поставщики, которые получат возможность пользоваться данной инфраструктурой.

«Просто если условия Третьего энергопакета в результате данных махинаций будут применены к «Северному потоку-2», то компания «Газпром» не сможет использовать больше половины новопостроенных газотранспортных мощностей», - заключает Перов

Сейчас идет торг между Брюсселем и Берлином

Согласно существующим европейским нормам, которые ЕС хотят распространить на проложенный в международных водах «Северный поток-2», одна компания не может занимать более половины объемов данной газотранспортной структуры. Это условие, в свою очередь, было намеренно применено в отношении России, учитывая, что у «Северного потока-1» есть только один возможный клиент.

«Вероятно, что это условие может быть смягчено – европейцы напишут здесь в итоге не 50, а 25 процентов, или меньше, или согласуют другие, может быть, и формальные обязательства, но на сегодня это представляет собой гадание на кофейной гуще», - констатирует Перов.

Впрочем, по мнению Александра Валентиновича, в качестве компромисса европейцы здесь изобразят, либо временное неиспользование этих ограничений в отношении «Северного потока-2», либо какой-то другой вариант, который сможет устроить официальный Берлин.

Ведь российский природный газ жизненно необходим для германской экономики, которая сейчас потребляет огромное количество угля из-за того, что в этой стране решили отказаться от атомной энергетики и сделать вместо нее ставку на альтернативную энергетику. И это не сможет работать, учитывая хотя бы тот факт, что альтернативные источники не создают постоянные объемы электрогенерации. 

Германской экономике необходима работа «Северного потока-2» на полную мощность

«Главным бенефициаром данного проекта является Германия, которая достаточно успешно сопротивлялась всем этим ограничениям со стороны Евросоюза, которые пытаются пролоббировать вполне определенные силы в Брюсселе», - резюмирует Перов.

Все эти попытки по созданию проблем для «Северного потока-2» продолжаются в Евросоюзе продолжительное время, и, нужно сделать вывод, что определенный результат здесь достигнут, что видно и по этой самой европейской Газовой директиве.

«Надо здесь сказать, что Германия все равно будет получать прибыль от «Северного потока-2», независимо от объемов прокачки, что видно и по тем условиям, которые были предоставлены компании-оператору данного проекта», - заключает Перов.

В этой компании, естественно, присутствует и германский капитал, причем объем прибыли здесь зависит не от объемов газа, которые пойдут по данному проекту. Соответственно, здесь все очень сложно, но важно и то, что сам проект уже в принципе реализован. 

«Впрочем, это интересы частных компаний, а если мы будем говорить о национальных интересах, то сразу придем к выводу, что ФРГ нужна работа «Северного потока-2» на полную мощность, учитывая современную ситуацию в германской экономике», - констатирует Перов.

Просто очевидно, что только стабильный трансфер российского газа создает нормальные энергетические условия в Германии.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 19.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики