Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дружба с Белоруссией стоила России $ 7 млрд в 2018 году

Дружба с Белоруссией стоила России $ 7 млрд в 2018 году

Россия субсидировала белорусскую экономику в прошлом году на $ 7 млрд. Речь идет о поставках газа и нефти по сниженным ценам, отсутствии для Белоруссии экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, на которых, в свою очередь, зарабатывает сам Минск, поставляя на экспорт переработанную российскую нефть. На основании официальных данных EADaily посчитало, во сколько России обошлась дружба с Белоруссией в прошлом году.

В декабре президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил на пресс-конференции о том, что Россия не кормит Белоруссию. «Очень часто я читаю, слышу даже от сторонников нашего союза такие фразы: ну что мы кормим все время Беларусь? А некоторые даже подсчитали, что за время независимости нам аж $ 100 млрд отвалили. Я когда это читаю, думаю, что если бы $ 100 млрд, то белорусы подавились бы просто от такого огромного количества купюр, которые поступили в иностранной валюте от нашего братского государства. Полная чепуха. Если мы от России, к примеру $ 4−5 млрд кредитов получили, то каждый год за их обслуживание платим $ 1,2 млрд», — сказал глава Белоруссии. Однако, судя по полученным данным, сторонники «$ 100 млрд» не далеки от истины.

Газ. В прошлом году Белоруссия импортировала 20,33 млрд кубометров газа по цене $ 132,4 за тысячу кубометров. При этом «Газпром» экспортировал голубое топливо в среднем по $ 222,8 за тысячу кубометров. В результате разница составляет $ 1,83 млрд.

Нефть. Ее Белоруссия получает из России не только беспошлинно, но и по более низкой цене. Так, если нефтеперерабатывающие предприятия страны закупали ее в 2018 году по $ 51 за баррель, то в остальные страны российские компании поставляли черное золото марки Urals по $ 70. Белоруссия закупила в прошлом году 18 млн тонн нефти (133,7 млн баррелей) в России и разница со стандартной ценой экспорта из России составила $ 2,5 млрд.

Далее — экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Минимальная ставка в России на них составляла в прошлом году $ 118 и $ 35 за тонну. Поэтому при отсутствии пошлин и объемах поставок в 18 млн тонн нефти и 2,74 млн тонн нефтепродуктов Минск сумел сэкономить еще $ 2,25 млрд.

В результате получается, что российский бюджет недополучил из-за льгот для Белоруссии $ 6,58 млрд, к которым стоит добавить еще минимум $ 398 млн. Их Минск заработал на пошлинах при экспорте 11,93 млн тонн нефтепродуктов, которые получили из российской нефти. Минимальная ставка составляла в 2018 году $ 33,4 за тонну.

Таким образом, дружба с Белоруссией обошлась России в прошлом году в $ 7 млрд. Примерно столько в российском бюджете на 2018 год заложили на здравоохранение — 460 млрд рублей ($ 7,1 млрд при курсе доллара в 64,7 руб.).

Напомним, что в России начался налоговый маневр, по которому экспортные пошлины к 2024 году снизятся до нуля, но вырастет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Из-за этого только в этом году Белоруссия потеряет $ 400−500 млн, заявил президент страны Александр Лукашенко. Ранее в Москве отказались обсуждать механизмы компенсации потерь, пока не будут приняты принципиальные решения о дальнейшей интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства. В Минске при этом рассчитывают на получение нефти и газа по льготным ценам и отказываются от прямых компенсаций, по которым будет очевиден уровень дотирования белорусской экономики.

«Сегодня политические и экономические выгоды от союза с Белоруссией не очевидны. Например, Минск не признал Крым или, несмотря даже на существенные скидки, отказывается отправлять грузы через российские порты, предпочитая Прибалтику. Россия же дает возможность Белоруссии зарабатывать на преференциях и российское руководство, очевидно, начинает задаваться вопросом: „А стоит ли оно того?“, — рассказывал EADaily ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Элементарно: из-за экономических причин в России поднимают пенсионный возраст, ставку НДС, однако льготы для других стран остаются. И российская общественность может возмутиться: „Ради чего?!“. Это хорошо понимают в Москве».

На прошлой неделе президент России Владимир Путин принимал в Сочи с трехдневным визитом Александра Лукашенко. Однако, судя по заявлениям глав государств, Москва и Минск так и не стали ближе к решению вопросов по нефти и газу и интеграции.

Источник: EADaily, 19.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики