Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дружба с Белоруссией стоила России $ 7 млрд в 2018 году

Дружба с Белоруссией стоила России $ 7 млрд в 2018 году

Россия субсидировала белорусскую экономику в прошлом году на $ 7 млрд. Речь идет о поставках газа и нефти по сниженным ценам, отсутствии для Белоруссии экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, на которых, в свою очередь, зарабатывает сам Минск, поставляя на экспорт переработанную российскую нефть. На основании официальных данных EADaily посчитало, во сколько России обошлась дружба с Белоруссией в прошлом году.

В декабре президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил на пресс-конференции о том, что Россия не кормит Белоруссию. «Очень часто я читаю, слышу даже от сторонников нашего союза такие фразы: ну что мы кормим все время Беларусь? А некоторые даже подсчитали, что за время независимости нам аж $ 100 млрд отвалили. Я когда это читаю, думаю, что если бы $ 100 млрд, то белорусы подавились бы просто от такого огромного количества купюр, которые поступили в иностранной валюте от нашего братского государства. Полная чепуха. Если мы от России, к примеру $ 4−5 млрд кредитов получили, то каждый год за их обслуживание платим $ 1,2 млрд», — сказал глава Белоруссии. Однако, судя по полученным данным, сторонники «$ 100 млрд» не далеки от истины.

Газ. В прошлом году Белоруссия импортировала 20,33 млрд кубометров газа по цене $ 132,4 за тысячу кубометров. При этом «Газпром» экспортировал голубое топливо в среднем по $ 222,8 за тысячу кубометров. В результате разница составляет $ 1,83 млрд.

Нефть. Ее Белоруссия получает из России не только беспошлинно, но и по более низкой цене. Так, если нефтеперерабатывающие предприятия страны закупали ее в 2018 году по $ 51 за баррель, то в остальные страны российские компании поставляли черное золото марки Urals по $ 70. Белоруссия закупила в прошлом году 18 млн тонн нефти (133,7 млн баррелей) в России и разница со стандартной ценой экспорта из России составила $ 2,5 млрд.

Далее — экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Минимальная ставка в России на них составляла в прошлом году $ 118 и $ 35 за тонну. Поэтому при отсутствии пошлин и объемах поставок в 18 млн тонн нефти и 2,74 млн тонн нефтепродуктов Минск сумел сэкономить еще $ 2,25 млрд.

В результате получается, что российский бюджет недополучил из-за льгот для Белоруссии $ 6,58 млрд, к которым стоит добавить еще минимум $ 398 млн. Их Минск заработал на пошлинах при экспорте 11,93 млн тонн нефтепродуктов, которые получили из российской нефти. Минимальная ставка составляла в 2018 году $ 33,4 за тонну.

Таким образом, дружба с Белоруссией обошлась России в прошлом году в $ 7 млрд. Примерно столько в российском бюджете на 2018 год заложили на здравоохранение — 460 млрд рублей ($ 7,1 млрд при курсе доллара в 64,7 руб.).

Напомним, что в России начался налоговый маневр, по которому экспортные пошлины к 2024 году снизятся до нуля, но вырастет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Из-за этого только в этом году Белоруссия потеряет $ 400−500 млн, заявил президент страны Александр Лукашенко. Ранее в Москве отказались обсуждать механизмы компенсации потерь, пока не будут приняты принципиальные решения о дальнейшей интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства. В Минске при этом рассчитывают на получение нефти и газа по льготным ценам и отказываются от прямых компенсаций, по которым будет очевиден уровень дотирования белорусской экономики.

«Сегодня политические и экономические выгоды от союза с Белоруссией не очевидны. Например, Минск не признал Крым или, несмотря даже на существенные скидки, отказывается отправлять грузы через российские порты, предпочитая Прибалтику. Россия же дает возможность Белоруссии зарабатывать на преференциях и российское руководство, очевидно, начинает задаваться вопросом: „А стоит ли оно того?“, — рассказывал EADaily ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Элементарно: из-за экономических причин в России поднимают пенсионный возраст, ставку НДС, однако льготы для других стран остаются. И российская общественность может возмутиться: „Ради чего?!“. Это хорошо понимают в Москве».

На прошлой неделе президент России Владимир Путин принимал в Сочи с трехдневным визитом Александра Лукашенко. Однако, судя по заявлениям глав государств, Москва и Минск так и не стали ближе к решению вопросов по нефти и газу и интеграции.

Источник: EADaily, 19.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики