Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дружба с Белоруссией стоила России $ 7 млрд в 2018 году

Дружба с Белоруссией стоила России $ 7 млрд в 2018 году

Россия субсидировала белорусскую экономику в прошлом году на $ 7 млрд. Речь идет о поставках газа и нефти по сниженным ценам, отсутствии для Белоруссии экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, на которых, в свою очередь, зарабатывает сам Минск, поставляя на экспорт переработанную российскую нефть. На основании официальных данных EADaily посчитало, во сколько России обошлась дружба с Белоруссией в прошлом году.

В декабре президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил на пресс-конференции о том, что Россия не кормит Белоруссию. «Очень часто я читаю, слышу даже от сторонников нашего союза такие фразы: ну что мы кормим все время Беларусь? А некоторые даже подсчитали, что за время независимости нам аж $ 100 млрд отвалили. Я когда это читаю, думаю, что если бы $ 100 млрд, то белорусы подавились бы просто от такого огромного количества купюр, которые поступили в иностранной валюте от нашего братского государства. Полная чепуха. Если мы от России, к примеру $ 4−5 млрд кредитов получили, то каждый год за их обслуживание платим $ 1,2 млрд», — сказал глава Белоруссии. Однако, судя по полученным данным, сторонники «$ 100 млрд» не далеки от истины.

Газ. В прошлом году Белоруссия импортировала 20,33 млрд кубометров газа по цене $ 132,4 за тысячу кубометров. При этом «Газпром» экспортировал голубое топливо в среднем по $ 222,8 за тысячу кубометров. В результате разница составляет $ 1,83 млрд.

Нефть. Ее Белоруссия получает из России не только беспошлинно, но и по более низкой цене. Так, если нефтеперерабатывающие предприятия страны закупали ее в 2018 году по $ 51 за баррель, то в остальные страны российские компании поставляли черное золото марки Urals по $ 70. Белоруссия закупила в прошлом году 18 млн тонн нефти (133,7 млн баррелей) в России и разница со стандартной ценой экспорта из России составила $ 2,5 млрд.

Далее — экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Минимальная ставка в России на них составляла в прошлом году $ 118 и $ 35 за тонну. Поэтому при отсутствии пошлин и объемах поставок в 18 млн тонн нефти и 2,74 млн тонн нефтепродуктов Минск сумел сэкономить еще $ 2,25 млрд.

В результате получается, что российский бюджет недополучил из-за льгот для Белоруссии $ 6,58 млрд, к которым стоит добавить еще минимум $ 398 млн. Их Минск заработал на пошлинах при экспорте 11,93 млн тонн нефтепродуктов, которые получили из российской нефти. Минимальная ставка составляла в 2018 году $ 33,4 за тонну.

Таким образом, дружба с Белоруссией обошлась России в прошлом году в $ 7 млрд. Примерно столько в российском бюджете на 2018 год заложили на здравоохранение — 460 млрд рублей ($ 7,1 млрд при курсе доллара в 64,7 руб.).

Напомним, что в России начался налоговый маневр, по которому экспортные пошлины к 2024 году снизятся до нуля, но вырастет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Из-за этого только в этом году Белоруссия потеряет $ 400−500 млн, заявил президент страны Александр Лукашенко. Ранее в Москве отказались обсуждать механизмы компенсации потерь, пока не будут приняты принципиальные решения о дальнейшей интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства. В Минске при этом рассчитывают на получение нефти и газа по льготным ценам и отказываются от прямых компенсаций, по которым будет очевиден уровень дотирования белорусской экономики.

«Сегодня политические и экономические выгоды от союза с Белоруссией не очевидны. Например, Минск не признал Крым или, несмотря даже на существенные скидки, отказывается отправлять грузы через российские порты, предпочитая Прибалтику. Россия же дает возможность Белоруссии зарабатывать на преференциях и российское руководство, очевидно, начинает задаваться вопросом: „А стоит ли оно того?“, — рассказывал EADaily ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Элементарно: из-за экономических причин в России поднимают пенсионный возраст, ставку НДС, однако льготы для других стран остаются. И российская общественность может возмутиться: „Ради чего?!“. Это хорошо понимают в Москве».

На прошлой неделе президент России Владимир Путин принимал в Сочи с трехдневным визитом Александра Лукашенко. Однако, судя по заявлениям глав государств, Москва и Минск так и не стали ближе к решению вопросов по нефти и газу и интеграции.

Источник: EADaily, 19.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики