Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Севастопольская аномалия: власти довели "до ручки" сеть АЗС и выставили ее на продажу?

Севастопольская аномалия: власти довели "до ручки" сеть АЗС и выставили ее на продажу?

В Севастополе прошел аукцион по продаже имущества ГУП "Городской автозаправочный комплекс" (ГАЗК), предприятия, активы которого были сформированы после "крымской весны" в 2014 году и которое с позапрошлого года неожиданно оказалось в предбанкротном состоянии. Каким образом действующая сеть АЗС, принадлежащая правительству города, могла оказаться финансово несостоятельной и почему вдруг вместо оздоровления (смены руководства) власти пытаются избавиться от потенциально прибыльного актива – разбиралось Накануне.RU. 

Прежде всего – немного об истории вопроса. Весной 2014 года, сразу после возвращения Крыма и Севастополя в состав России, ряд активов, принадлежащих украинским финансово-промышленным группам, решено было национализировать. Порядка восьми автозаправочных комплексов, принадлежавших сети ANP (входит в группу "Приват" украинского олигарха Игоря Коломойского) по решению тогда губернатора Севастополя Сергея Меняйло были также национализированы и вошли в октябре того же, 2014 года, в состав созданного ГУП ГАЗК. По разным оценкам и экспертным мнениям, олигарх Коломойский, известный как спонсор украинских националистов и ряда добровольческих батальонов, лишился в Крыму имущества на сумму около 40 млн долларов США.

Удивительной оказалась судьба национализированного ГАЗК, который вдруг неожиданно в 2017 году (к этому времени, напомним, в Севастополе сменился губернатор – адмирала Меняйло заменили на "молодого технократа" Дмитрия Овсянникова) оказался на грани банкротства с долгами в 4 млн руб. по зарплате плюс предприятие задолжало Пенсионному фонду 1,6 млн руб. В составе ГАЗК к тому моменту – запомним! – 16 АЗС и нефтебаза, так что сказать, что долги превысили какую-либо критическую отметку, точно нельзя. Любой здравомыслящий человек понимает, что на торговле бензином прогореть практически невозможно, если уж только очень и очень стараться. Складывается впечатление, что в Севастополе кто-то или что-то вели изначально дело именно к банкротству государственного предприятия, но об этом позже.

В мае 2016 года была вскрыта мошенническая схема по хищению госимущества в ГУП ГАЗК, правоохранители задержали директора предприятия Олега Головченко. Общая сумма вменяемых ему хищений укладывалась в… 1 млн руб., интересно, что перед самым задержанием Головченко, возглавлявший структуру с момента создания, отчитался перед властями города и депутатами за успешно проделанную работу и даже привлечение инвесторов в сеть. Вопросов тогда, весной 2016 года, отчет управляющего ни у кого не вызвал.

 

После задержания Головченко в ГУПе началось форменное кадровое безобразие, за короткий период сменились четыре директора, в итоге к 2017 году предприятие было завалено исками в Арбитражном суде от более чем десятка разных компаний. В одном из процессов судья Р. Ражков, как сообщало севастопольское издание "Форпост", прямо указывал, что вместо попыток восстановления нормальной работы ГАЗК и платежеспособности кредиторы в согласии с арбитражным управляющим намеренно добивались банкротства! И никого, в общем, это опять же не смутило, не увидели для себя работы и власти Севастополя, который на тот момент, напомним, возглавлял уже Дмитрий Овсянников.

После череды громких отставок руководителей ГУПа, бессмысленных в общем-то судов, в декабре прошлого года городскими чиновниками был объявлен аукцион по продаже "девяти комплексов движимого и недвижимого имущества" ГУП ГАЗК по начальной цене в 99 млн 598 тыс. руб.

Добавим, что еще в апреле 2017 года власти Севастополя включили в прогнозный план приватизации городского имущества на 2018-2019 годы такие объекты, как имущество севастопольского аэропорта и имущество ГУП ГАЗК. С последним, правда, тогда вышла заминка – процедура наблюдения, введенная на предприятии перед появлением документа, исключала саму возможность какой-либо приватизации. Очевидно, что сегодня это ограничение уже снято.

Телеграм-канал "Незыгарь" утверждает, что якобы вся история с банкротством и последующей попыткой продажи имущественного комплекса ГАЗК затеяна правительством Севастополя (и даже лично губернатором Овсянниковым) с целью передачи лакомого актива, так сказать, в "нужные руки".

"До попадания в коррупционный фокус местного губернатора предприятие работало эффективно и получало прибыль. Топливный бизнес в Крыму – при всех раскладах сверхприбыльная история. Новый губернатор-технокрад Овсянников это почувствовал и с открытостью, удивившую даже бывалых коррупционеров, на наших глазах вот-вот направит эту прибыль в свой карман через пять простых шагов", – предполагает близкий к кремлевским источникам канал "Незыгарь" (орфография сохранена).

К "простым шагам" на этом пути следует отнести увольнение прежнего руководства (через компромат), искусственное банкротство ГУПа, попытку продать имущество по заниженной (100 вместо 600 млн) цене близкому интересанту. Для этого севастопольские власти якобы выбрали экс-учителя Гульнару Демочкину из Ижевска (где в свое время трудился губернатор Дмитрий Овсянников). Демочкина с некоторых пор – директор компании "Севастопольнефтепродукт".

Уже публично была озвучена позиция "негубернаторской" части депутатского корпуса заксобрания, спикером выступил заместитель председателя городского парламента Алекандр Кулагин. Если коротко, позиция парламентариев, критикующих действия правительства и лично губернатора Овсянникова, сводится к вопросу – зачем продавать по заниженной цене потенциально прибыльное предприятие? Зачем нужна скорость при избавлении от этого и других подобных активов, буквально распродажа за бесценок?

Накануне.RU попросило прокомментировать ситуацию с рынком нефтепродуктов и конкретно с попыткой продажи ГУП ГАЗК известного крымского активиста, юриста Александра Талипова. Собеседник говорит, что происходящее в Севастополе характерно не только для города-героя, но и в целом для крымских реалий.

"Конечно, что в Крыму, что в Севастополе ситуация на рынке топливных услуг сложилась уникальная. Частные компании, работавшие еще с "украинских" времен, такие как ATAN или ТЭС, продолжают работать и в принципе не жалуются на отсутствие прибыли или маржи. АЗС Коломойского, кстати, и при Украине не занимали доминирующего положения на рынке и не пользовались сильным спросом у населения, работали себе тихо и спокойно. Почему предприятия, перешедшие под государственный контроль, вдруг стали резко убыточными в Севастополе – вопрос, наверное, к менеджменту. Скажу, что в Крыму, как и в Севастополе, ровно такая же история – государственные заправки с 2014 года быстро "загнулись", и теперь даже потенциальный покупатель, наверное, подумает, стоит ли покупать этот хлам?" – рассказывает Талипов.

По его словам, на рынок топлива на полуострове серьезно влияет отсутствие крупных российских игроков, которые не заходят из-за угрозы санкций. Отсюда крымские цены на бензин в среднем сильно выше, чем на "материке". "АИ-95 у нас сейчас можно залить за 49,99 руб., в Краснодаре, насколько знаю, цена на 4-5 руб. ниже. Но дело даже не в этом, люди выкладывают фото с заправок также непризнанной Абхазии – там цена за литр 95-го – 42 руб.! И большинство российских нефтяных компаний типа "Роснефти" и "Лукойла" спокойно работают в непризнанной республике, а к нам не идут", – уточняет Талипов.

По мнению активиста, ситуацию с поставками топлива на полуострове могли бы выправить осознанные и целенаправленные шаги руководителей Крыма и Севастополя.

"И в Инкермане, и в других местах Крыма была создана в свое время инфраструктура, нефтебазы для перевалки топлива с материка. Почему никто не воспользовался этим и не развивает это направление? Ведь понятно, что пришедший к такой нефтебазе танкер с топливом разгрузился и ушел в море, а объемы позволили бы если не снизить, то серьезно стабилизировать положение с ценами. Но этим никто не хочет заниматься!" – говорит Александр Талипов. Вместо этого власти, по словам собеседника, предпочитают банкротить и передавать топливные предприятия в частные руки, мол, частник всегда эффективнее…

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков утверждает в беседе с Накануне.RU, что конкретная операция по приватизации имущества ГАЗК в Севастополе может быть вызвана двумя причинами. Во-первых, возросшими издержками и падением маржинальности самого государственного бизнеса, по разным причинам, от санкций против Крыма до действия "бензинового моратория" Дмитрия Козака. Во-вторых, по словам эксперта, в самом деле могут быть какие-либо интересанты, пролоббировавшие передачу госимущества в частные руки по недорогой цене, подобный вариант исключить нельзя.

"Вообще-то это уникальная ситуация для России – существование каких-то ГУПов в топливной сфере, от такой практики отошли много лет назад, но Крым и Севастополь, понятно, особый случай. Что там происходит, доподлинно неизвестно, почему заправочный бизнес убыточен – сказать не могу. Единственное предположение – прибыль от заправок все это время, то есть существования ГУПа, могла генерироваться в другом месте и на других счетах. В итоге такая ситуация перестала устраивать власти и они решили избавиться от актива, а вот как именно они это сделают и кому в итоге отойдет имущество – давайте посмотрим", – предлагает Юшков.

Напоследок добавим, что ситуация с доведением до банкротства ГУП "Городской автозаправочный комплекс" почему-то до боли напоминает положение дел с… банкротством и последующей попыткой продажи имущества ГУП "Севастопольский морской порт". О громких обвинениях в адрес чиновников и разразившемся скандале Накануне.RU уже рассказывало, добавим лишь, что ответов по существу и внятного обоснования своих действий тогда ни подчиненные Дмитрия Овсянникова, ни он сам так и не представили севастопольской общественности.

Возможно, это будет сделано сейчас, при продаже заправок ГУП ГАЗК? Тем более что подготовленную подчиненными Овсянникова программу приватизации городского имущества депутаты заксобрания осенью дважды "заворачивали" как не отвечающую интересам города-героя.

Источник: Накануне.RU, 25.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики