Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша планирует новый терминал СПГ

Польша планирует новый терминал СПГ

В этом году в Польше могут принять решение о строительстве второго терминала СПГ. Он должен появиться к 2022 году, когда истекает российско-польский контракт на поставку газа. Как заявил на конференции «СПГ в коммунах — эффективное сырье для борьбы со смогом?» вице-президент PGNiG Мачей Возняк, проект планируют осуществить в заливе Гданьска, а осуществят его в виде плавучего терминала сжиженного газа.

Польская госкомпания законтрактовала поставки 10 млрд кубометров газа в год в виде СПГ и получила привлекательные предложения о закупке еще 3 млрд кубометров в год. А эти объемы превышают мощности действующего терминала в Свиноуйсьце даже после его будущего расширения с 5 млрд до 7,5 млрд кубометров. Об этом сказал изданию Biznesalert Мачей Возняк. По его словам, на строительство судна, способного регазифицировать 3,5−4 млрд кубометров газа в год, уйдет 16−20 месяцев.

«Плавучий терминал будет стоять на якоре в заливе и сможет по подводному газопроводу поставлять газ как в подземное хранилище в Коссаково к северу от Гдыни, так и в сам Гданьск. PGNiG готова выполнить проект», — сказал вице-президент польской госкомпании.

Ранее посол США в Польше Джорджетт Мосбахер заявила о том, что Польша должна стать центром Европы по реэкспорту американского СПГ. «На протяжении последних трех месяцев 2018 года подписаны договоры с поставщиками СПГ из США в Польшу. Это примерно 7,5 миллиарда кубометров в год. Это огромная доля в море потребностей Польши», — сказала посол.

В 2017 году потребление газа в Польше составило 19 млрд кубометров. При этом «Газпром» продолжает оставаться крупнейшим поставщиком. В прошлом году, по данным польской PGNiG, российский холдинг поставил в страну 9 млрд кубометров. Поставки СПГ из Катара, Норвегии и США на польский терминал сжиженного газа, тем временем, достигли 2,71 млрд кубометров. В 2022 году завершается российско-польский долгосрочный газовый контракт и в Варшаве заявляли, что не собираются продлевать его. Вместо этого Польша планирует увеличить поставки СПГ, построить «Балтийский газопровод» мощностью 16 млрд кубометров из Норвегии, а с Россией заключать спотовые краткосрочные сделки.

Эксперты не раз обращали внимание на то, что СПГ из США обходится Польше дороже российского трубопроводного газа. При этом предназначение самого плавучего терминала, если он будет построен, еще не окончательно. «Мы можем использовать его и для транспортировки СПГ по контрактам FOB (товар грузится на судно заказчика) из США», — признался Мачей Возняк.

Любопытно, что примерно половину объема СПГ, который PGNiG законтрактовала в США, польская госкомпания не должна доставлять в Польшу, а может перепродавать в любую страну. Для такой международной торговли PGNiG даже открыла торговую «дочку» в Лондоне. В самой Польше при этом считают, что терминалы СПГ и «Балтийский газопровод» могут стать хорошим инструментом для давления на «Газпром», чтобы тот согласился продавать газ после 2022 года дешевле.

«В результате диверсификации источников Польша получит более привилегированное положение в потенциальных переговорах с „Газпромом“ о поставках газа после 2022 года. Известно, что российский газ конкурентен из-за низкой себестоимости добычи и транспортировки и России предстоит сражение за европейский рынок. В этой ситуации Польша может добиться более низких цен на газ и получить выгодные условия по поставкам — например, по условию „бери или плати“ или точке сдачи газа, привязке цен не к стоимости нефти, а хабам. Конечно, в этом смысле контракты FOB по американскому СПГ помогают, так как не требуют, чтобы сжиженный газ поставлялся именно в Польшу», — написала для Biznesalert эксперт Центра исследования проблем энергетики Института Бейкера в Хьюстоне Анна Микульска.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач сомневается, что Варшава достигнет своей цели значительно сбить цены на российский газ после 2022 года. «Довольно сложно сбить цену, покупая более дорогой товар. И тем более, заявляя, что переплачиваешь по политическим причинам», -считает эксперт. Он также сомневается в целесообразности второго терминала СПГ в Польше: «Смысл может быть только в том случае, если Польша намерена отказаться от угля и заместить его газом. В противном — это бессмысленная для экономики и потребителей трата денег».

Источник: EADaily, 25.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики