Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьбу «Северного потока-2» решат 20 километров

Судьбу «Северного потока-2» решат 20 километров

Распространение Третьего энергопакета даже на небольшой участок газопровода сократит прокачку вдвое

Глава компании «Газпром экспорт» Елена Бурмистрова заявила, что готовящиеся изменения в газовой директиве ЕС затронут лишь небольшой участок «Северного потока-2».

«Мы говорим об очень незначительном участке территории. Это даже меньше 20 километров», — сказала она.

В то же время Бурмистрова подчеркнула, что пока оценивать влияния поправок к газовой директиве преждевременно, поскольку они окончательно не приняты. В марте пройдет заседание совета Евросоюза по транспортным телекоммуникациям и энергетике, по итогам которого в документ могут внести дополнительные изменения.

Напомним, что поправки в газовую директиву ЕС Еврокомиссия предложила еще в ноябре 2017 года. Они направлены на то, чтобы нормы энергетического законодательства Евросоюза, называемые еще Третьим энергопакетом, распространялись на все газопроводы на территории ЕС, в том числе и на те, что идут в или из других стран.

Среди этих положений, например, недискриминационное установление тарифов на прокачку газа, доступ третьих сторон к транзиту, разделение продажи и транспортировки газа. Сейчас все эти нормы не распространяются на морские участки газопроводов, поэтому, как полагали в «Газпроме» и Германии, «Северного потока-2» они тоже не должны касаться.

Тем более что юридический департамент Еврокомиссии вынес заключение о том, что нормы европейского законодательства на морские участки газопроводов распространяться не могут. Однако, несмотря на это, обсуждение поправок в ЕК продолжилось, причем в начале этого года жесткую позицию по их имплементации занял президент Франции Эммануэль Макрон. В итоге в феврале стороны согласовали компромиссный вариант поправок к директиве, частично изменив изначальные предложения ЕК. Вступление новых правил в силу возможно уже в июне.

Распространение поправок на газопровод может привести к тому, что «Газпром» сможет загружать его только на половину объема от максимальных 55 миллиардов кубометров в год. Остальной объем должен быть оставлен для неких потенциальных компаний, которые также захотят качать свой газ по трубе. И неважно, что на этом участке никаких конкурентов у «Газпрома» попросту нет. Кроме того, необходимо будет разделить деятельность по добыче и транспортировке газа, например, создав для этого отдельных юрлиц.

Правда, в поправках предлагаются и схемы по предоставлению исключений. Их выдача будет зависеть, например, от того, является ли газопровод новым или уже существующим. Но будут ли они применены к «Северному потоку-2» пока неизвестно.

До сих пор Германия защищала «Северный поток-2», называя его чисто коммерческим проектом, однако сейчас все-таки согласилась на внесение поправок. Возможно, в Берлине все же надеются на то, что им удастся добиться исключения для газопровода, ведь полупустая труба не в их интересах.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков считает, что если этого добиться не удастся, «Газпрому» придется идти в суд. Потому что распространение Третьего энергопакета даже на «небольшой участок к 20 км», о котором сказала Елена Бурмистрова, фактически будет означать недозагрузку всего газопровода в целом.

— До сих пор нам неизвестно, каким будет итоговый текст поправок к газовой директиве, и как он будет применяться на практике. Были сообщения в СМИ, но не более того. Мы пока не знаем ответа на главный вопрос.

«СП»: — Какой именно?

— Сможет ли Германия самостоятельно без согласования с Брюсселем и другими странами ЕС решать, в каком формате ей управлять «Северным потоком-2», то есть распространять ли Третий энергопакет на этот газопровод или нет. И если Берлин не хочет распространять европейское законодательство на «Северный поток-2», надо ли ему получать на это разрешение Брюсселя? Это основной вопрос, от которого зависит будущее газопровода. 

«СП»: — Елена Бурмистрова сказала, что в любом случае Третий энергопакет коснется небольшого участка трубы в 20 километров. Что она имела в виду?

— Думаю, она трактует поправки к газовой директиве с той точки зрения, что они в любом случае будут распространяться только на 12-мильную исключительную экономическую зону Евросоюза в Баренцевом море. А дальше Третий энергопакет не имеет права быть распространенным на остальную территорию.

Но на самом деле большой вопрос, так ли это. Даже если речь идет только о 12-мильной зоне, все равно выше по течению газопровод не сможет использоваться на полную мощность, если он будет ограничен ниже. Теоретически можно на выходе из 12-мильной зоны построить не одну, а две трубы на территории Германии. Если каждая будет мощностью на 55 миллиардов кубометров, то при загрузке наполовину, как того предписывает Третий энергопакет, как раз и получится итоговый объем, который предусмотрен сейчас.

Но, повторю, загвоздка в том, что если у берега трубопровод ограничен в объемах, то и остальная часть будет ограничена. Для примера можно привести газопровод Opal на территории ЕС, который связан с первым «Северным потоком». Он был ограничен по объемам прокачки, и из-за этого нельзя было полностью загрузить и «Северный поток».

«СП»: — Почему?

— Морской участок первого «Северного потока» не подпадал под Третий энергопакет и мог быть загружен на полную мощность. Потом он выходил на берег и разделялся на две части. Одна часть, Opal, долгие годы не имела разрешения на полную загрузку. Далее по течению, когда этот газопровод переходил из Германии в Чехию, он получил исключение из Третьего энергопакета. Но из-за того, что на участке по территории Германии действовали ограничения (сейчас тоже отмененные), получалось так, что труба была недозагружена и ниже по течению в Чехии, и выше по течению в самом «Северном потоке». Теоретически это может повториться с «Северным потоком-2».

«СП»: — Если это произойдет, какой выход из ситуации будет у «Газпрома»? Оставить трубу заполненной наполовину?

— Думаю, сначала надо дождаться итогового текста поправок, чтобы понять, как будет работать вся система. Если окажется, что немцы будут вынуждены все согласовывать с ЕС, а со стороны Брюсселя и европейских стран начнутся попытки ставить палки в колеса и довести ситуацию до того, чтобы «Северный поток-2» был загружен только наполовину, один из возможных сценариев — это подача иска в суд и всевозможные арбитражи.

Я напомню, что юридическая служба Европейской комиссии в 2018 году сама признавала, что распространять Третий энергопакет на морские газопроводы незаконно. Нынешние поправки принимались в обход юридической службы, ее мнения уже никто не спрашивал, потому что они повторили бы свою прошлую резолюцию.

Кроме того, когда «Газпром» разбирался с Еврокомиссией в арбитраже по поводу того, обоснованно ли они ограничивают загрузку газопровода Opal, арбитраж ВТО признал, что это было незаконно. Поэтому юридические основания для того, чтобы судиться с Еврокомиссией, довольно солидные, и «Газпром» может воспользоваться этими прецедентами.

Думаю, наша компания попробует пойти на компромисс. Например, согласится на то, что «Северный поток-2» подлежит регуляции по Третьему энергопакету, но для него должно быть сделано исключение, поскольку на этом участке, ну никак не может быть конкуренции. Там нет ни СПГ-терминала, ни других поставщиков газа. Введение ограничений здесь — откровенная политическая мера, по сути, не объявленные санкции. Если европейцы на это не пойдут и не дадут исключение, «Газпром» может пойти в суд. 

Автор: Мария Безчастная

Источник: Свободная пресса, 26.02.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики