Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина рискует столкнуться с полной потерей газового транзита после 2021 года

Украина рискует столкнуться с полной потерей газового транзита после 2021 года

Заявление Коболева о риске полной потери газового транзита Украиной ничего нового не несет – это попытка вернуть вопрос в информационную повестку. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Руководство "Нафтогаза" видит, что украинский вопрос постепенно уходит с повестки дня, потому регулярно пытается эту тему реанимировать. Многие в Европе и США уже устали от украинского "кейса" проблем, но Киев это не устраивает. Ему постоянно нужно говорить о "российской угрозе" и "форпосте обороны" в Европе. Тема противодействия "Северному потоку-2" тоже забывается, что не нравится режиму Петра Порошенко.

Последнее оживление вокруг строящегося российско-германского газопровода наблюдалось, когда Румыния инициировала поправки в газовую директиву ЕС, чтобы распространить требования третьего энергопакета на трубопровод. Пока не ясно, чем закончится эта борьба в Европе, и Киев пытается подлить масла в огонь, заявляя о некой "политической роли" газопровода и его "опасности" для Евросоюза. При этом новыми аргументами украинская сторона не обзавелась – все озвучиваемые тезисы давно развенчаны", - отмечает аналитик.

Глава национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев заявил, что "Северный поток–2" сделает газотранспортную систему страны невостребованной. "Мы потеряем весь транзит. Потому что есть еще "Турецкий поток", который с большой вероятностью построят и запустят к концу 2019 года", - сказал он. И добавил: сейчас газовая система Украины является сдерживающим фактором против "российской агрессии" и, соответственно, после появления "Северного потока-2" возможность "военного риска" усилится.

"Киев не "открывает Америку" заявлениями, что новые российские газопроводы сократят поставки через Украину – эти проекты Москва реализует именно для снижения зависимости от украинской "трубы". Они дают возможность диверсифицировать маршруты доставки, и РФ имеет на это право. Киев же подает все так, будто Россия прокладывает труби именно чтобы навредить Украине – это не так.

При этом с 2020 года прокачка газа через Украину точно продолжится, пусть и в меньших объемах. Пока не ясно, насколько успеют построить за год вторую нитку "Турецкого потока" по территории Евросоюза, а также продолжение "Северного потока-2" в Европе по суше. Украина в 2020-м просто прокачает на 16 млрд кубометров меньше, чем в нынешнем, из-за ввода первой нитки "Турецкого потока". Дальнейшее снижение транзита по украинской "трубе" будет поэтапным – по мере ввода инфраструктуры обходных газопроводов вплоть до конца 2021 года", - подчеркивает эксперт.

На условиях Москвы

Коболев констатировал: озвучиваемые Киевом "угрозы" "Северного потока-2" не останавливают европейские компании от инвестирования в российский проект, отметил. Он предложил налаживать с Европой в стиле "классического партнерства" и допускать зарубежные компании к управлению украинской газотранспортной системой в обмен на инвестиции. Не секрет, что украинская ГТС строилась еще во времена СССР и пребывает в плачевном состоянии. Желающих вложить миллиарды долларов в ее ремонт и модернизацию Киев отыскать не может.

Глава Минэнерго России Александр Новак ранее констатировал: из-за ветхости газовой системы Украины транспортировка газа по территории страны в Европу обходится России в 2–2,5 раза дороже, чем по другим маршрутам, в том числе Ямал - Европа и "Северный поток-1". Договоренности Москвы и Киева о транзите газа через Украину истекают в конце 2019 года. В феврале в МИД РФ подчеркивали, что продолжение транзита возможно только на условиях России.

"Фраза "на условиях Москвы" лишь звучит грозно, на деле это лишь отмена кабальных для России условий. Никто Украину вгонять в невыгодные для нее рамки не собирается, и это уже озвучивалось.  То есть "Газпром" будет настаивать на отмене обязывающих условий вроде "качай или плати", которые развяжут руки российской стороне. При этом будет введена простая формула оплаты Украине за прокачку – пусть она будет привязана к цене нефти или другому сиюминутному показателю, но она будет предельно понятна.

Здесь нет ничего нового - это общая практика договоренностей России с европейскими странами. Система проста: если у Москвы есть потребность прокачки через Украину, она пользуется этим контрактом с прописанной формулой, поставляет газ и платит Киеву. Если же европейцы сокращают объем закупок российского газа, он по Украине не идет – задействуют другие трубопроводы. Никаких дополнительных выплат "за воздух" и прочей политики.

При этом формула прописывается прозрачной и конкурентной – без завышения тарифов – по отношению к другим маршрутам. Ведь поставки по "Северному потоку" выгоднее украинского маршрута хотя бы потому, что путь от Ямала до Германии короче по дну Балтийского моря. Украина отказывается конкурировать за условия поставок, не предлагает более выгодные ставки транзита, потому и России нет смысла идти на политические или финансовые уступки", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 04.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики