Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Убытки на 55 млрд. Нефтяники обсудят с Козаком цены на топливо

Убытки на 55 млрд. Нефтяники обсудят с Козаком цены на топливо

Нефтяные компании, по данным «Ведомостей», попросят изменить способ, которым рассчитывается компенсация из бюджета поставок топлива на внутренний рынок

Вопрос цен на бензин снова обостряется. Продажи на внутреннем рынке принесли нефтяникам 55 млрд рублей убытков с начала года, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные Vygon Consulting. 7 марта нефтяные компании будут обсуждать ситуацию на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака.

Вероятно, простого продления соглашения о заморозке цен на топливо, которое завершается 31 марта, не будет. Нефтяники попросят изменить существующий механизм: сейчас им приходится доплачивать в бюджет за поставки топлива на внутренний рынок. 

Однако Минфин пока что давал понять, что не собирается менять параметры системы налогообложения. Что в итоге получилось, описывает аналитик Института национальной энергетики Александр Фролов:

«За последние полгода, во-первых, в полтора раза выросли акцизы, во-вторых, была увеличена ставка налога на добычу полезных ископаемых, и в-третьих, как вишенка на торте, вырос НДС с 18% до 20%. И как результат даже снижения цен на нефть, в том числе в рублевом выражении, налог на добычу полезных ископаемых, который зависит по коэффициенту от рублевой цены на нефть марки Urals, все еще составляет достаточно значительную сумму, превышающую средние показатели текущего десятилетия. Для понимания, НДПИ вырос примерно в два раза с сентября 2017-го по сентябрь 2018 года, что не в последнюю очередь сказалось на предпосылках, которые привели к ценовому кризису на внутреннем рынке. Мы приходим к простому выводу, что решить проблему внутреннего рынка можно без костылей, но для этого надо сбалансировать налоговую нагрузку таким образом, чтобы она не оказывалась критической для внутреннего рынка».

Ситуацию комментирует руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник

— Речь идет о том, что экспортные цены не столь высоки, как ожидалось, и, соответственно, порой приходится по определенным продуктам платить в бюджет. По дизелю нефтяники получают компенсации, а по бензину, напротив, приходится доплачивать в бюджет. В целом ход реализации налогового маневра подразумевает, конечно, определенные потери, и поэтому из-за того, что эти сложности возникли, эти конъюнктурные искажения, из-за этого планируется пересмотреть так называемый демпфирующий механизм, ориентированный как раз на то, чтобы в какой-то степени нивелировать разницу между экспортными и внутренними ценами и чтобы с компенсациями было больше логики. В принципе Минэнерго готово к таким решениям, к обсуждению, а дальше уже последует, наверное, какой-то рациональный подход. То есть пока, как мы видим, налоговый маневр проходит довольно сложно и неоднозначно.

— Если не принимать никаких решений, действительно ли ситуация может только ухудшаться?

— Нет. Если будут расти мировые цены на нефть, то ситуация не будет ухудшаться. Плюс не забывайте, что в конце марта закончится действие моратория. То есть здесь будут просто мотивы поднимать цены на внутреннем рынке еще выше, чем положено, чем подразумевается видением правительства годовой инфляции, не более того. 

По данным «Ведомостей», нефтяники предлагают не фиксированную, а плавающую цену отсечения при расчете компенсации за поставку на внутренний рынок, а также учитывать курс доллара, цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке. Но как эти идеи воплотить, неясно, комментирует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев:

«Повышение налогов и тарифов с 1 января этого года вынуждает нефтяные компании или повысить адекватно цены, что запрещено соглашением, или прекратить свою деятельность, поскольку она убыточна. Возможны какие-то промежуточные решения, одним из них было предложение о возврате денег, которые изымаются в качестве акциза с нефтяных компаний. Это предложение достаточно нелепое: зачем тогда изымать акциз, если потом его возвращать? Как и следовало ожидать и как все мы прекрасно понимали, никакого возврата акциза нет — есть некоторая имитация процесса, который на самом деле никак не компенсирует потери от увеличения акциза на 50%. Ситуация безвыходная. Выход только один: нужно умерить аппетиты правительства и отказаться от части налогов».

Как подтвердил «Ведомостям» представитель Козака, в марте в правительстве начинается серия обсуждений первых результатов действия налогового маневра. Нефтяные компании смогут поговорить о донастройке инструментов, предусмотренных налоговым маневром, и предложить варианты их совершенствования. Подробнее говорить он отказался. 

Источник: BFM.RU, 04.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики