Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяники хотят выкачать больше

Нефтяники хотят выкачать больше

Как могут измениться цены на бензин в ближайшее время

Нефтепроизводители просят правительство увеличить компенсации за поставку топлива на внутренний рынок, изменив формулу расчета. Сейчас им приходится даже доплачивать в бюджет. Ожидается, что 7 марта компании обсудят эту проблему с вице-премьером Дмитрием Козаком. Все это происходит за несколько недель до истечения топливного соглашения. Пойдет ли в итоге правительство навстречу бизнесу? И вырастут ли цены на бензин в ближайшие месяцы? Разбирался Александр Рассохин.

Экспорт всегда манит нефтяников, а потому власти постоянно ищут способы, чтобы сохранить топливо внутри страны. Одним из них стал демпфирующий механизм — компенсация за поставку бензина и дизеля на российский рынок. Параметры, рассчитанные осенью, устарели: с того времени нефтяные цены упали, и формула стала работать против компаний, которым пришлось даже платить деньги в бюджет. Свои потери они оценили в 55 млрд руб., говорит руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов: «Игроки рынка поставляют бензин на внутренний рынок, а не на внешний, на котором условия лучше. При этом у них еще демпер по бензину отрицательный. Не компания получает субсидию, а, напротив, должна дополнительные средства исчислить в бюджет».

Компании просят изменить формулу. В свою очередь, Минфин утверждает, что нефтяники получают рекордную прибыль, а, значит, давать им преференции в непростые экономические времена нелогично. Минэнерго же встает на сторону бизнеса. Понятно, что у каждого ведомства свои задачи — Министерство финансов отвечает за бюджет, Министерство энергетики — за внутренний рынок топлива и увеличение объемов добычи.

Так как же разрешится конфликт сторон? Если нефтяники не получат достойную компенсацию, то могут снизить поставки на внутренний рынок, а потому власти должны будут пойти навстречу бизнесу, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, есть и другой способ — следует разрешить компаниям повысить цены на топливо, тем более что 31 марта заканчивает действие нашумевшее соглашение о заморозке цен. Но в итоге за все, как это часто бывает, заплатит потребитель, подчеркивает эксперт: «Всем вроде хорошо, и Минфин не потратит дополнительные средства и сохранит бюджетные, а Минэнерго отчитается, что не происходит падение добычи. В мае на "Прямой линии" с президентом опять спросят о том, почему так подорожал дизель и бензин. Вот это будет довольно смешно. Владимир Путин снова будет всех по видеосвязи включать, журить, и спрашивать, почему же они так плохо работают. Поэтому я думаю, что все-таки власти сейчас исправят демпирующую надбавку.

С самого начала предполагалось, что ее как-то станут корректировать, потому что непонятно было, как она заработает».

Если предположить, что бизнес все же получит новую формулу расчета компенсации, то власти захотят оставить за собой право регулировать цены, так что, вероятно, то самое топливное соглашение продлят, предполагает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Но, по его словам, документ ждут изменения: «Чтобы поддержать стабильность изначально нестабильной системы в рамках налогового маневра, правительству придется пойти на уступки и пересмотр этих механизмов, которые приняты в конце прошлого года и сейчас уже неадекватны текущим рыночным условиям».

Скорее всего, нефтяникам дадут право повышать цены на бензин, непродолжительное время и ненамного, процентов на пять, продолжает Игорь Юшков и напоминает, что весной цены на топливо традиционно растут: «Например, правительство скажет так: вы будете устанавливать ту цену, которую мы скажем, но вы имеете право поднять эту цену еще на 5%, по крайней мере, до лета».

Впрочем, пока что в Минэнерго утверждают, что разговоров о продлении соглашения не ведут. Не исключено, что топливный вопрос и на этот раз будут решать, как и прежде, в самый последний момент после грозных выступлений первых лиц.

Как сообщала газета «Ведомости», нефтяники предлагают при разработке новой формулы учитывать курс доллара, стоимость нефти, а также нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Автор: Александр Рассохин

Источник: Коммерсантъ FM, 05.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики