Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты не уверены, что закон о квотировании выбросов даст реальные результаты

Эксперты не уверены, что закон о квотировании выбросов даст реальные результаты

Минприроды РФ внесло в правительство законопроект о квотировании вредных выбросов в атмосферу. Законопроект предоставляет регионам право организовывать проведение сводных расчетов загрязнения воздуха и использовать их результаты при нормировании выбросов вредных веществ. Новая методика позволит прицельно снижать концентрацию наиболее опасных веществ и вычислять нормативы не для отдельных предприятий, а в целом для городов и районов. 

Послужит ли стимулом для нефтегазовых предприятий и НПЗ  реализация закона к внедрению в производство современных технологий и методов очистки выбросов, Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

- Идея данного закона была озвучена еще на Госсовете по экологии в декабре 2016 года губернатором Челябинской области Борисом Дубровским. Он, в частности, предложил оценивать совокупное воздействие на качество воздуха всех источников загрязнения в городе и определять допустимый вклад для каждого из них. На основе этих установленных квот предприятия должны были принимать соответствующие программы и технологические решения по снижению выбросов вредных веществ. Это должно было уменьшить уровень загрязнения в городах, где имеется высокая концентрация промышленных предприятий.

Надо сказать, что это предложение было в то время поддержано президентом Владимиром Путиным, который дал поручение подготовить соответствующий законопроект. Но этот процесс затянулся, в том числе, из-за сопротивления со стороны крупного бизнеса. И все бы ничего, учитывая, что многие законопроекты у нас в стране принимаются годами, однако в дело вступил политический фактор. В 2018 году в стране произошла резкая актуализация экологической проблематики, которая вошла в число наиболее острых и волнующих россиян тем в общественно-политической повестке дня.

Но решительная риторика со стороны главы государства вовсе не гарантирует того, что принятие закона приведет к реальному улучшению экологической ситуации в российских городах. Со стороны российских компаний уже начались ответные стенания по поводу того, как плохо живется отечественному бизнесу. Поэтому наиболее вероятен вариант, при котором новые законодательные требования станут простой формальностью. В частности, квоты будут иметь рекомендательный характер, а ответственность за их соблюдение прописана не будет.

Кроме того, остаются вопросы с недостаточным контролем над выбросами предприятий, которые данный закон решить просто не в состоянии. А это весьма серьезная проблема, при которой зачастую просто невозможно найти ответственного за плохое качество воздуха.

Таким образом, данный законопроект вряд ли сможет стать существенным стимулом для предприятий нефтегазовой отрасли и НПЗ для внедрения в производство современных технологий и методов очистки выбросов. Тем более, что им все равно придется заниматься этим согласно закону о наилучших доступных технологиях.

Что касается предлагаемых проверок Росприроднадзора, то это также не добавляет ничего принципиально нового в действующий порядок природоохранного регулирования. Предприятия и без закона о квотах проходят такие проверки. Единственное, может добавиться головной боли как для регулятора, так и для компаний из-за необходимости заполнения новых бумажек. 

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 05.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики