Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты не уверены, что закон о квотировании выбросов даст реальные результаты

Эксперты не уверены, что закон о квотировании выбросов даст реальные результаты

Минприроды РФ внесло в правительство законопроект о квотировании вредных выбросов в атмосферу. Законопроект предоставляет регионам право организовывать проведение сводных расчетов загрязнения воздуха и использовать их результаты при нормировании выбросов вредных веществ. Новая методика позволит прицельно снижать концентрацию наиболее опасных веществ и вычислять нормативы не для отдельных предприятий, а в целом для городов и районов. 

Послужит ли стимулом для нефтегазовых предприятий и НПЗ  реализация закона к внедрению в производство современных технологий и методов очистки выбросов, Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

- Идея данного закона была озвучена еще на Госсовете по экологии в декабре 2016 года губернатором Челябинской области Борисом Дубровским. Он, в частности, предложил оценивать совокупное воздействие на качество воздуха всех источников загрязнения в городе и определять допустимый вклад для каждого из них. На основе этих установленных квот предприятия должны были принимать соответствующие программы и технологические решения по снижению выбросов вредных веществ. Это должно было уменьшить уровень загрязнения в городах, где имеется высокая концентрация промышленных предприятий.

Надо сказать, что это предложение было в то время поддержано президентом Владимиром Путиным, который дал поручение подготовить соответствующий законопроект. Но этот процесс затянулся, в том числе, из-за сопротивления со стороны крупного бизнеса. И все бы ничего, учитывая, что многие законопроекты у нас в стране принимаются годами, однако в дело вступил политический фактор. В 2018 году в стране произошла резкая актуализация экологической проблематики, которая вошла в число наиболее острых и волнующих россиян тем в общественно-политической повестке дня.

Но решительная риторика со стороны главы государства вовсе не гарантирует того, что принятие закона приведет к реальному улучшению экологической ситуации в российских городах. Со стороны российских компаний уже начались ответные стенания по поводу того, как плохо живется отечественному бизнесу. Поэтому наиболее вероятен вариант, при котором новые законодательные требования станут простой формальностью. В частности, квоты будут иметь рекомендательный характер, а ответственность за их соблюдение прописана не будет.

Кроме того, остаются вопросы с недостаточным контролем над выбросами предприятий, которые данный закон решить просто не в состоянии. А это весьма серьезная проблема, при которой зачастую просто невозможно найти ответственного за плохое качество воздуха.

Таким образом, данный законопроект вряд ли сможет стать существенным стимулом для предприятий нефтегазовой отрасли и НПЗ для внедрения в производство современных технологий и методов очистки выбросов. Тем более, что им все равно придется заниматься этим согласно закону о наилучших доступных технологиях.

Что касается предлагаемых проверок Росприроднадзора, то это также не добавляет ничего принципиально нового в действующий порядок природоохранного регулирования. Предприятия и без закона о квотах проходят такие проверки. Единственное, может добавиться головной боли как для регулятора, так и для компаний из-за необходимости заполнения новых бумажек. 

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 05.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики