Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина обвинила Германию в подрыве экономики: мешает транзиту российского газа

Украина обвинила Германию в подрыве экономики: мешает транзиту российского газа

Незалежная может потерять до 4% ВВП

Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что Украина может остаться без транзита российского газа из-за действий Берлина по поддержке «Северного потока - 2». Германия и другие европейские страны, которые поддерживают ввод в эксплуатацию новых российских газотранспортных маршрутов, сделают, по мнению Киева, украинские трубы невостребованными. В результате Незалежная потеряет до 4% ВВП. Эксперты продолжают настаивать, что «Северный поток — 2» (СП-2) является исключительно экономическим проектом, а главной целью заявлений Киева можно считать внутриполитическую борьбу за газотранспортные активы страны. 

По словам Коболева, Украина может остаться без транзита российского газа из-за действий Берлина, Москвы и части украинских политиков. Тем самым, Киев потеряет сдерживающий фактор против «агрессии» России, а вероятность военного конфликта между странами значительно увеличится. С ним согласен исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, который считает, что к 2020 году, когда истечет действующий контракт между Москвой и Киевом, у России не будет необходимости использовать украинский маршрут доставки газа в ЕС. Берлин не спешит оправдываться за поддержку СП - 2, указывая на чисто экономические причины своих действий.

Немецкий интерес

О преимуществах, которые получит Германия после пуска в эксплуатацию СП-2, подробно рассказал в конце февраля в специальном заявлении президент Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП) и глава правления австрийского энергоконцерна OMV, участвующего в проекте, Райнер Зеле. Он назвал девять пунктов, доказывающих, что «Северный поток - 2» пойдет на пользу его стране: одна часть из них носила макроэкономический характер, а другая служила доказательством прямой финансовой выгоды не только бюджета ФРГ, но и рядового немецкого населения.

В частности, как заметил Зеле, внутренняя добыча в странах Евросоюза в последнее время постоянно падает, что наводит на мысль о существенном росте импорта, который легче всего осуществлять с российской территории. Потребность европейских государств в газе в перспективе на ближайшие 20 лет составит не менее 500 млрд кубометров в год. С учетом ожидаемого снижения поставок из Нидерландов, Норвегии и североафриканских стран — Ливии и Алжира — может образоваться ежегодный дефицит в объеме свыше 100 млрд «кубов». СП-2 позволит частично восполнить этот дефицит. В таких условиях Германия из соображений экологической безопасности собирается отказаться от угольной генерации, что опять же свидетельствует о предстоящем росте потребления альтернативных видов энергоресурсов и, в первую очередь, «голубого топлива».

Также Берлин заинтересован в диверсификации транспортных маршрутов, способных обеспечить надежность поставок углеводородов в Германию. Немцы до сих пор не могут забыть один из предыдущих газовых конфликтов между Россией и Украиной, случившийся на рубеже 2008-2009 годов на фоне ухудшения отношений между Москвой и Киевом после российско-грузинской войны. С 1 января 2009 года, после отказа Незалежной погасить долги за предыдущие поставки российского сырья, «Газпром» прекратил отгружать «голубое топливо» украинским потребителям. «Нафтогаз» приступил к несанкционированному отбору газа из транзитных объемов, предназначенных странам ЕС. Пока Москва и Киев обвиняли друг друга в нарушении контрактных обязательств, европейцы, главным образом, немцы, почти три недели пребывали в панике — объемы сырья в их газохранилищах из-за холодной зимы таяли стремительными темпами. Только 19 января было заключено мирное российско-украинское газовое соглашение и транзит через Незалежную в Европу был восстановлен. 

Еще один пункт, отмеченный в заявлении Российско-германской ВТП, это доступные цены топлива, поступающего по магистральным трубопроводам. «Это позволяет поднять конкурентоспособность европейской промышленности в целом», — уверен Зеле.

По данным издания The Economist, цена российского газа в Европе в прошлом году составляла в среднем $177 за тыс кубометров. Себестоимость американского сжиженного природного газа для европейских потребителей в тоже время превышала $250. В строительстве СП-2 участвуют 670 европейских компаний, которые заняты в разных сферах — от тяжелой металлургии до экологических исследований. Половина из них представляет средний бизнес. Они размещали заказы у местных поставщиков, что позволило создать в Европе до 30 тыс рабочих мест. «От газопровода зависит доступность электроэнергии для немецкой промышленности, так как в ФРГ довольно высокие тарифы для предприятий», — утверждает президент Российско-германской ВТП.

В свою очередь, задержка пуска в эксплуатацию «Северного потока-2» негативно отразится на оптовых ценах и отрицательно повлияет на стабильность доходов домохозяйств, особенно негативно скажется на слоях населения с низким заработком.

Говоря о преимуществах Берлина от нового российского газопровода, Зеле не упоминает еще один аспект. Добившись реализации СП - 2, Германия будет получать гораздо большие объемы газа из России, чем ранее. Вход трубы на сухопутную территорию Старого Света будет проходить через немецкие владения. В результате, Германия окончательно станет крупнейшим газораспределительным центром в Европе, что позволит Берлину укрепить свое влияние на европейский энергетический рынок и держать руку на пульсе транзита «голубого топлива» в другие страны ЕС. Фактически, в руках Берлина окажется вентиль для распределения сырьевых потоков и торговли энергоресурсами конечным потребителям.

Украина выходит из игры?

Для Украины разрыв транзитного газового соглашения с Россией будет означать откровенно невосполнимые финансовые потери. В прошлом году Незалежная смогла добиться положительного сальдо (разность между доходами и расходами в разных статьях бюджета) только в области торговли услугами, которое оказалось немногим больше $6 млрд. Вместе с тем, по данным Государственной службы статистики Украины, почти половину этой прибыли составили доходы от газового транзита российского топлива в Евросоюз. Лишившись этой суммы, Киев сделает еще один шаг навстречу банкротству экономики страны.

Соглашение о транспортировке «голубого топлива» из России по территории Украины европейским покупателям истекает 31 декабря этого года. Если документ не будет согласован, то, теоретически, транзит может быть остановлен. Тем не менее, по словам замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, такой расклад не окажется на руку ни России (наша страна, скорее всего, вряд ли успеет полностью заменить украинские трубы строящимися альтернативными маршрутами), ни европейцам, которые рискуют опять столкнуться с дефицитом топлива и проблемами отопления в зимнее время, ни Киеву, который понесет серьезные финансовые убытки.

«Саботаж транзита со стороны Украины будет означать действия Киева в пользу США. Впрочем, даже если до конца этого года условия продолжения транзита так и не будут окончательно согласованы, то они могут быть продлены на некоторое время — до того момента, когда определенный компромисс в переговорах не будет достигнут. Нынешние заявления Кобелева и других приближенных к украинской газовой трубе политиков стоит расценивать, как борьбу за контроль над «Нафтогазом» со стороны конкурирующих украинских внутриполитических структур», — отмечает эксперт. 

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 12.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики