Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина обвинила Германию в подрыве экономики: мешает транзиту российского газа

Украина обвинила Германию в подрыве экономики: мешает транзиту российского газа

Незалежная может потерять до 4% ВВП

Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что Украина может остаться без транзита российского газа из-за действий Берлина по поддержке «Северного потока - 2». Германия и другие европейские страны, которые поддерживают ввод в эксплуатацию новых российских газотранспортных маршрутов, сделают, по мнению Киева, украинские трубы невостребованными. В результате Незалежная потеряет до 4% ВВП. Эксперты продолжают настаивать, что «Северный поток — 2» (СП-2) является исключительно экономическим проектом, а главной целью заявлений Киева можно считать внутриполитическую борьбу за газотранспортные активы страны. 

По словам Коболева, Украина может остаться без транзита российского газа из-за действий Берлина, Москвы и части украинских политиков. Тем самым, Киев потеряет сдерживающий фактор против «агрессии» России, а вероятность военного конфликта между странами значительно увеличится. С ним согласен исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, который считает, что к 2020 году, когда истечет действующий контракт между Москвой и Киевом, у России не будет необходимости использовать украинский маршрут доставки газа в ЕС. Берлин не спешит оправдываться за поддержку СП - 2, указывая на чисто экономические причины своих действий.

Немецкий интерес

О преимуществах, которые получит Германия после пуска в эксплуатацию СП-2, подробно рассказал в конце февраля в специальном заявлении президент Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП) и глава правления австрийского энергоконцерна OMV, участвующего в проекте, Райнер Зеле. Он назвал девять пунктов, доказывающих, что «Северный поток - 2» пойдет на пользу его стране: одна часть из них носила макроэкономический характер, а другая служила доказательством прямой финансовой выгоды не только бюджета ФРГ, но и рядового немецкого населения.

В частности, как заметил Зеле, внутренняя добыча в странах Евросоюза в последнее время постоянно падает, что наводит на мысль о существенном росте импорта, который легче всего осуществлять с российской территории. Потребность европейских государств в газе в перспективе на ближайшие 20 лет составит не менее 500 млрд кубометров в год. С учетом ожидаемого снижения поставок из Нидерландов, Норвегии и североафриканских стран — Ливии и Алжира — может образоваться ежегодный дефицит в объеме свыше 100 млрд «кубов». СП-2 позволит частично восполнить этот дефицит. В таких условиях Германия из соображений экологической безопасности собирается отказаться от угольной генерации, что опять же свидетельствует о предстоящем росте потребления альтернативных видов энергоресурсов и, в первую очередь, «голубого топлива».

Также Берлин заинтересован в диверсификации транспортных маршрутов, способных обеспечить надежность поставок углеводородов в Германию. Немцы до сих пор не могут забыть один из предыдущих газовых конфликтов между Россией и Украиной, случившийся на рубеже 2008-2009 годов на фоне ухудшения отношений между Москвой и Киевом после российско-грузинской войны. С 1 января 2009 года, после отказа Незалежной погасить долги за предыдущие поставки российского сырья, «Газпром» прекратил отгружать «голубое топливо» украинским потребителям. «Нафтогаз» приступил к несанкционированному отбору газа из транзитных объемов, предназначенных странам ЕС. Пока Москва и Киев обвиняли друг друга в нарушении контрактных обязательств, европейцы, главным образом, немцы, почти три недели пребывали в панике — объемы сырья в их газохранилищах из-за холодной зимы таяли стремительными темпами. Только 19 января было заключено мирное российско-украинское газовое соглашение и транзит через Незалежную в Европу был восстановлен. 

Еще один пункт, отмеченный в заявлении Российско-германской ВТП, это доступные цены топлива, поступающего по магистральным трубопроводам. «Это позволяет поднять конкурентоспособность европейской промышленности в целом», — уверен Зеле.

По данным издания The Economist, цена российского газа в Европе в прошлом году составляла в среднем $177 за тыс кубометров. Себестоимость американского сжиженного природного газа для европейских потребителей в тоже время превышала $250. В строительстве СП-2 участвуют 670 европейских компаний, которые заняты в разных сферах — от тяжелой металлургии до экологических исследований. Половина из них представляет средний бизнес. Они размещали заказы у местных поставщиков, что позволило создать в Европе до 30 тыс рабочих мест. «От газопровода зависит доступность электроэнергии для немецкой промышленности, так как в ФРГ довольно высокие тарифы для предприятий», — утверждает президент Российско-германской ВТП.

В свою очередь, задержка пуска в эксплуатацию «Северного потока-2» негативно отразится на оптовых ценах и отрицательно повлияет на стабильность доходов домохозяйств, особенно негативно скажется на слоях населения с низким заработком.

Говоря о преимуществах Берлина от нового российского газопровода, Зеле не упоминает еще один аспект. Добившись реализации СП - 2, Германия будет получать гораздо большие объемы газа из России, чем ранее. Вход трубы на сухопутную территорию Старого Света будет проходить через немецкие владения. В результате, Германия окончательно станет крупнейшим газораспределительным центром в Европе, что позволит Берлину укрепить свое влияние на европейский энергетический рынок и держать руку на пульсе транзита «голубого топлива» в другие страны ЕС. Фактически, в руках Берлина окажется вентиль для распределения сырьевых потоков и торговли энергоресурсами конечным потребителям.

Украина выходит из игры?

Для Украины разрыв транзитного газового соглашения с Россией будет означать откровенно невосполнимые финансовые потери. В прошлом году Незалежная смогла добиться положительного сальдо (разность между доходами и расходами в разных статьях бюджета) только в области торговли услугами, которое оказалось немногим больше $6 млрд. Вместе с тем, по данным Государственной службы статистики Украины, почти половину этой прибыли составили доходы от газового транзита российского топлива в Евросоюз. Лишившись этой суммы, Киев сделает еще один шаг навстречу банкротству экономики страны.

Соглашение о транспортировке «голубого топлива» из России по территории Украины европейским покупателям истекает 31 декабря этого года. Если документ не будет согласован, то, теоретически, транзит может быть остановлен. Тем не менее, по словам замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, такой расклад не окажется на руку ни России (наша страна, скорее всего, вряд ли успеет полностью заменить украинские трубы строящимися альтернативными маршрутами), ни европейцам, которые рискуют опять столкнуться с дефицитом топлива и проблемами отопления в зимнее время, ни Киеву, который понесет серьезные финансовые убытки.

«Саботаж транзита со стороны Украины будет означать действия Киева в пользу США. Впрочем, даже если до конца этого года условия продолжения транзита так и не будут окончательно согласованы, то они могут быть продлены на некоторое время — до того момента, когда определенный компромисс в переговорах не будет достигнут. Нынешние заявления Кобелева и других приближенных к украинской газовой трубе политиков стоит расценивать, как борьбу за контроль над «Нафтогазом» со стороны конкурирующих украинских внутриполитических структур», — отмечает эксперт. 

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 12.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики