Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Завышением потерь до 50 млрд рублей нефтяники готовятся к диалогу о "разморозке" цен на бензин

Завышением потерь до 50 млрд рублей нефтяники готовятся к диалогу о "разморозке" цен на бензин

ЛУКОЙЛ и бизнес в целом сгущают краски, говоря о потерях нефтяников от продажи топлива в России в 50 млрд рублей перед диалогом с правительством. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник

"Нефтяной бизнес делает громкие заявления о колоссальных потерях из-за демпфирующих надбавок именно сейчас не случайно – грядет профильное совещание, в котором примут участие как кампании, так и ответственные за ситуацию государственные ведомства. В частности, в дискуссиях будут участвовать руководители Минфина, Минэнерго под руководством вице-премьера Андрея Козака. Чтобы диалог прошел в "нужном" русле, предприниматели посылают сигналы заранее.

Они хотят подтолкнуть чиновников к позиции, что нужно корректировать разработанный механизм в пользу добывающих и перерабатывающих компаний. Понятно, что бизнес ратует за прибыли, потому готов на различные приемы. Тем более, что представители отрасли обнадежены сигналами правительства - руководство страны готово к диалогу по поводу пересмотра созданного механизма. Дебаты предстоят непростые, и компании заранее обозначают в них свои позиции", - отмечает специалист.

Глава компании "ЛУКОЙЛ" Вагит ​Алекперов заявил, что потери нефтяников от заморозки цен на топливо составили с начала этого года 35 млрд рублей, еще 15 млрд добывающие компании якобы недосчитались из-за наличия демпфирующего механизма. Он подчеркнул, что демпфер не должен быть отрицательным. "Это необъективно. Мы надеемся, что это будет поправлено. Консенсуса нет, идут переговоры между Минэнерго и Минфином", - отметил Алекперов.

"Были оценки независимых экспертов топливного рынка, которые показывали совсем другие цифры, нежели озвучивает сейчас бизнес-сообщество. Специалисты пришли к выводу, что по дизельному топливу нефтяные компании компенсации получают в полном объеме, и здесь им жаловаться не приходится вовсе. С бензином признавались недоработки, но цифры убытков по независимым оценкам была существенно меньше тех, что озвучивает бизнес.

В ситуации с бензином сработали конъюнктурные факторы – цену бензина формирует стоимость нефти на мировых биржах, а они меняются в зависимости от целого ряда факторов. И корреляция может быть существенной даже в течение одного дня. Потому предстоит тщательно подсчитать реальные доходы и убытки нефтяников, чтобы отталкиваться от этого и провести корректировку демпфирующего механизма", - подчеркивает эксперт.

Совместные решения

Демпфирующая надбавка была введена на фоне скачка цен на топливо. Она предполагает: если цены на нефть на мировых рынках растут, а на внутреннем рынке цена топлива становится ниже экспортной, государство доплачивает нефтяникам из бюджета, который получит дополнительные нефтегазовые доходы. Но в январе внутренний рынок бензина был премиальным, цены на топливо в Европе были значительно ниже внутрироссийских. 

В результате демпферный акциз в части бензина работал как прямой, и нефтяные компании должны были проводить по нему выплаты в бюджет - 3,6 тысячи рублей за каждую тонну. В середине февраля вице-премьер РФ Дмитрий Козак говорил, что нефтяные компании просят скорректировать механизм демпфера. В начале ноября прошлого года правительство договорилось с нефтяными компаниями о сдерживании цен на топливо. Соглашение истекает 31 марта.

"Словесные интервенции бизнеса связаны еще и с тем, что в конце марта истекает срок соглашения по "заморозке" цен на топливо в России. Продление его вроде бы не ожидается, но с другой стороны, нефтяные компании в РФ должны нести определенную социальную ответственность, чтобы любыми средствами не допустить дефицита бензина и дизтоплива на внутреннем рынке. Об этом Козак тоже неоднократно упоминал.

Потому предстоит решить, как будет себя чувствовать российский рынок топлива. В январе цены на горючее уже проиндексировали на 1,7% в рамках повышения налога на добавленную стоимость, но данный маневр планировался заранее и серьезно на внутреннюю ситуацию не повлиял. Однако вскоре страна столкнется с сезонным фактором – это и посевная кампания, и более массовое использование автомобилей россиянами в теплое время года. Но весной обычно останавливают на ремонт несколько перерабатывающих заводов.

В данной ситуации придется выработать меры, чтобы удержать годовое подорожание топлива в рамках инфляции – 4-5%. Готовых рецептов для этого нет – правительство и бизнес станут регулярно проводить встречи, снимая накапливающиеся проблемы по мере их поступления. Противоречия же всегда стандарты – бизнес ради прибылей будет просить повышения цен, руководству страны важно удержать цены на приемлемом уровне и не допустить необоснованных повышений", - заключает Александр Пасечник.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 12.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики