Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Завышением потерь до 50 млрд рублей нефтяники готовятся к диалогу о "разморозке" цен на бензин

Завышением потерь до 50 млрд рублей нефтяники готовятся к диалогу о "разморозке" цен на бензин

ЛУКОЙЛ и бизнес в целом сгущают краски, говоря о потерях нефтяников от продажи топлива в России в 50 млрд рублей перед диалогом с правительством. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник

"Нефтяной бизнес делает громкие заявления о колоссальных потерях из-за демпфирующих надбавок именно сейчас не случайно – грядет профильное совещание, в котором примут участие как кампании, так и ответственные за ситуацию государственные ведомства. В частности, в дискуссиях будут участвовать руководители Минфина, Минэнерго под руководством вице-премьера Андрея Козака. Чтобы диалог прошел в "нужном" русле, предприниматели посылают сигналы заранее.

Они хотят подтолкнуть чиновников к позиции, что нужно корректировать разработанный механизм в пользу добывающих и перерабатывающих компаний. Понятно, что бизнес ратует за прибыли, потому готов на различные приемы. Тем более, что представители отрасли обнадежены сигналами правительства - руководство страны готово к диалогу по поводу пересмотра созданного механизма. Дебаты предстоят непростые, и компании заранее обозначают в них свои позиции", - отмечает специалист.

Глава компании "ЛУКОЙЛ" Вагит ​Алекперов заявил, что потери нефтяников от заморозки цен на топливо составили с начала этого года 35 млрд рублей, еще 15 млрд добывающие компании якобы недосчитались из-за наличия демпфирующего механизма. Он подчеркнул, что демпфер не должен быть отрицательным. "Это необъективно. Мы надеемся, что это будет поправлено. Консенсуса нет, идут переговоры между Минэнерго и Минфином", - отметил Алекперов.

"Были оценки независимых экспертов топливного рынка, которые показывали совсем другие цифры, нежели озвучивает сейчас бизнес-сообщество. Специалисты пришли к выводу, что по дизельному топливу нефтяные компании компенсации получают в полном объеме, и здесь им жаловаться не приходится вовсе. С бензином признавались недоработки, но цифры убытков по независимым оценкам была существенно меньше тех, что озвучивает бизнес.

В ситуации с бензином сработали конъюнктурные факторы – цену бензина формирует стоимость нефти на мировых биржах, а они меняются в зависимости от целого ряда факторов. И корреляция может быть существенной даже в течение одного дня. Потому предстоит тщательно подсчитать реальные доходы и убытки нефтяников, чтобы отталкиваться от этого и провести корректировку демпфирующего механизма", - подчеркивает эксперт.

Совместные решения

Демпфирующая надбавка была введена на фоне скачка цен на топливо. Она предполагает: если цены на нефть на мировых рынках растут, а на внутреннем рынке цена топлива становится ниже экспортной, государство доплачивает нефтяникам из бюджета, который получит дополнительные нефтегазовые доходы. Но в январе внутренний рынок бензина был премиальным, цены на топливо в Европе были значительно ниже внутрироссийских. 

В результате демпферный акциз в части бензина работал как прямой, и нефтяные компании должны были проводить по нему выплаты в бюджет - 3,6 тысячи рублей за каждую тонну. В середине февраля вице-премьер РФ Дмитрий Козак говорил, что нефтяные компании просят скорректировать механизм демпфера. В начале ноября прошлого года правительство договорилось с нефтяными компаниями о сдерживании цен на топливо. Соглашение истекает 31 марта.

"Словесные интервенции бизнеса связаны еще и с тем, что в конце марта истекает срок соглашения по "заморозке" цен на топливо в России. Продление его вроде бы не ожидается, но с другой стороны, нефтяные компании в РФ должны нести определенную социальную ответственность, чтобы любыми средствами не допустить дефицита бензина и дизтоплива на внутреннем рынке. Об этом Козак тоже неоднократно упоминал.

Потому предстоит решить, как будет себя чувствовать российский рынок топлива. В январе цены на горючее уже проиндексировали на 1,7% в рамках повышения налога на добавленную стоимость, но данный маневр планировался заранее и серьезно на внутреннюю ситуацию не повлиял. Однако вскоре страна столкнется с сезонным фактором – это и посевная кампания, и более массовое использование автомобилей россиянами в теплое время года. Но весной обычно останавливают на ремонт несколько перерабатывающих заводов.

В данной ситуации придется выработать меры, чтобы удержать годовое подорожание топлива в рамках инфляции – 4-5%. Готовых рецептов для этого нет – правительство и бизнес станут регулярно проводить встречи, снимая накапливающиеся проблемы по мере их поступления. Противоречия же всегда стандарты – бизнес ради прибылей будет просить повышения цен, руководству страны важно удержать цены на приемлемом уровне и не допустить необоснованных повышений", - заключает Александр Пасечник.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 12.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики