Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У Украины появился еще один враг — Германия

У Украины появился еще один враг — Германия

«Нафтогаз» усомнился в шансах сохранить транзит из-за позиции Берлина

Действия Берлина, Москвы и части украинских политиков могут привести к прекращению транзита газа через территорию Украины. С таким заявлением выступил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.

Своими опасениями относительно будущих перспектив «незалежной» в качестве страны-транзитера он поделился в Facebook.

По словам руководителя компании, «Нафтогаз» прилагает максимум усилий, чтобы сохранить транзит после 2019 года. Но у него, тем не менее, нет уверенности в том, что из-за позиции «России, Германии и части украинского политикума» это получится.

То есть, круг «виноватых» в том, что Киев в скором времени может остаться без транзитных миллиардов, немного расширился. И теперь туда помимо «страны-агрессора» и так называемых «агентов Кремля» включена Германия.

Случайно или нет украинские власти решили замахнуться на главного своего европейского донора? И не является ли это специфической местью за принципиальную позицию Берлина по проекту «Северный поток — 2», который в Киеве расценивают не иначе, как «выстрел в голову»?

По мнению политолога Ивана Мезюхо, постоянные антироссийские заявления со стороны Украины, иски к России по газу, непонятная судьба газотранспортной системы «вынуждают Россию строить альтернативные пути для поставки природного газа на территорию Европейского союза».

В этом нет ничего удивительного. Как и в том, что европейские государства, в частности, Германия заинтересованы в обеспечении собственной энергетической безопасности.

При этом эксперт не исключает, что критические заявления Киева в адрес ФРГ были «согласованы с американцами», иначе, Украина вряд ли осмелилась обвинить ЕС.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, в свою очередь, предлагает не вдаваться в конспирологию:

— Все намного проще. На Украине сейчас идет борьба, кто будет контролировать «Нафтогаз» — это весьма привлекательный актив. Ведь они собирают большие деньги, как с транзита, так и с внутреннего рынка — после повышения цен на газ в стране до так называемого «рыночного уровня».

Не имеющие доступа к этим потокам, в ходе нынешней политической кампании на Украине пытаются Коболева свалить. Он пытается удержаться. Отсюда вся риторика.

«СП»: — Понятно, что Коболев, контракт которого истекает в конце марта, пытается удержаться на своем посту. Для этого у него есть вполне объективные финансовые основания — «семь цифр до запятой» месячного вознаграждения. Но почему Германия у него вдруг оказалась в стане «врагов»?

— Потому что Германия является партнером России по «Северному потоку — 2». Поэтому её тоже под эту «гребенку» пытаются подгрести. При том, что Берлин как раз пытается одновременно отстоять часть украинского транзита.

Понятное дело, что того транзита, который был когда-то монопольным в полном смысле этого слова, уже никогда не будет. Украина потеряла этот статус уже давно. Но у американцев есть желание его сохранить. Поскольку этот очаг нестабильности между Россией и Европой им хотелось бы контролировать. Контролировать как можно дольше.

«СП»: — А что это за «максимальные усилия», которые «Нафтогаз», по словам Коболева, якобы прилагает для сохранения транзита? Вот в чем «партнерам», действительно, не откажешь, так это в умении диалог подменять шантажом и строчить судебные жалобы на Россию.

— Если исходить из некоего положения, что сохранение транзита является понятным интересом украинского государства, а сам транзит — это предоставление услуг покупателю, коим является Россия, то «Нафтогаз» и его кураторы делают все, чтобы такого транзита не было. Они подрывают уже на протяжении многих лет (если не десятилетий) статус Украины как транзитера. 

И сейчас сохранить они хотят не статус транзитера, а шантажиста. Это разные вещи.

Транзит, по сути, сервисная функция. То есть, транзитер предоставляет хорошую услугу, за нее получает хорошие деньги. Это все равно, что курьер, или таксист… Но когда таксист хочет диктовать свои условия пассажиру, это называется уже немного другим словом.

«СП»: — Как вообще понять их логику? То они радуются, что «соскочили с газового крючка РФ». То начинают стенать, что с запуском «СП-2» потеряют «сдерживающий фактор» против «российской агрессии»…

— Это демагогия, не имеющая ничего общего ни с логикой, ни со здравым смыслом. И ее придерживаются, кстати, не только Украина, но и Соединенные Штаты, и та же Польша, которые выступают отнюдь не за Украину. У них совсем другой интерес — подорвать энергетическое сотрудничество и взаимосвязь между Россией и Европой. И ослабить, тем самым, и Россию, и Европу.

Украина здесь просто инструмент. То, что при этом там еще происходит политический карнавал, если не сказать вакханалия, это просто специфика местная такая.

«СП»: — Каковы шансы, что транзит украинский сохранится? Следующая трехсторонняя встреча по этому вопросу, насколько известно, назначена на май. Предыдущая закончилась ничем. На этот раз, как думаете, договорятся?

— Позиция простая. Сейчас вы видите, на Украине идет внутриполитическая битва. Пока она не закончится, вести какие-то конструктивные содержательные переговоры просто не с кем, да и невозможно. Даже при посредничестве европейцев, которые взяли на себя эту функцию, как заинтересованные в том, чтобы транзит сохранился, и сохранилась стабильная ситуация с поставками российского газа в Европу.

Поэтому взяли паузу до того, как эта ситуация разрешится, чтобы уже с чистой совестью и развязанными руками — насколько это вообще возможно в состоянии нынешней Украины — договориться.

Если говорить о коренных интересах, то и Россия, и Европа, и Украина заинтересованы в том, чтобы договориться о транзите. Когда все три страны заинтересованы, они договорятся. Если в интересах Украины выполнять функции «камикадзе» по заданию той стороны, которая заинтересована в том, чтобы был срыв поставок российского газа, то, значит, это дополнительный фактор риска, о котором следует всегда помнить европейцам.

«СП»: — Но объемы, видимо, будут уже не те…

— Объемы в любом случае будут не те, что раньше. Давайте просто посмотрим на ситуацию в более широком контексте… Ведь если идет борьба против российского газа в Европе, это автоматически означает более низкие объёмы транзита через Украину.

То есть, Украина — транзитёр, только если российский газ победит в Европе конкурентов, которые ведут с ним такую нечестную борьбу, пытаясь ограничить всеми силами. И Украина не может этого не понимать.

Но в данном случае и Коболев, и все остальные находятся в этом политическом круговороте, и либо не хотят, либо не готовы публично об этом рассуждать.

«СП»: — За всеми этими политическими перипетиями они забыли еще о том, что ГТС Украины давно нуждается в модернизации…

— Это, безусловно, составная часть общего вопроса. И проблема транзита, в конечном итоге, потребует инвестиций.

Украина получает сейчас за транзит в районе трех миллиардов долларов. Она могла эти средства направлять на реконструкцию трубы, но эти деньги растворились и по-прежнему растворяются где-то в офшорах.

То есть, украинские власти и украинские менеджеры ведут себя, как временщики, не особо заботясь о состоянии своего актива — по сути, курицы, несущей золотые яйца. 

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 13.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики