Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Технологический прогресс и добыча в Арктике увеличат стоимость российских недр в несколько раз

Технологический прогресс и добыча в Арктике увеличат стоимость российских недр в несколько раз

Оценка Министерством природных ресурсов и экологии РФ стоимости российских запасов полезных ископаемых носит статистический характер и не является значительным маркером для отечественной экономики – считает эксперт по энергетике Игорь Юшков

Дело в том, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ впервые оценило стоимость полезных ископаемых в стране, причем общие запасы нефти оцениваются в 39,6 трлн рублей, а природного газа в 11,3 трлн рублей. Кроме того, коксующего угля в России найдено на сумму в 2 трлн рублей, железной руды в 808 млрд рублей, алмазов в 505 млрд рублей, а золота в 480 млрд рублей.

Общая стоимость всех запасов составляет 55,2 трлн рублей, что равно 60 процентов национального ВВП за 2017 год. Кстати говоря, все исчисления Минприроды РФ были выполнены на основе статистических данных и рыночных цен за 2017 календарный год.

В то же время, возникает вопрос, а как все это оценивать – как интересный, но на практике бесполезный статистический показатель или как маркер, который имеет далеко идущие последствия. Также понятно, что данные цифры являются волатильными.

Перед нами типичное отраслевое исследование

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что перед нами стандартное отраслевое исследование. 

«Каждое российское министерство, включая Минприроды РФ, пытается привлечь к себе внимание и показать, что оно успешно, а также полностью выполняет возложенные на себя обязанности. Данный анализ связан именно с этим», - констатирует Юшков.

За недра в России отвечает именно Минприроды РФ – главным образом, это лицензирование, т.е. выдача разрешений на разработку тех или иных видов полезных ископаемых в России. Это находится в ведомстве Федерального агентства недропользования РФ.

«Вполне естественно, что каждое российское министерство хочет показать свою значимость и продемонстрировать тот факт, что оно занимается самыми важными вопросами, и неудивительно, что Минприроды РФ уделяет особое внимание анализу недр. Фактически, этим оно показывает, что «именно мы распределяем все главные российские богатства», - резюмирует Юшков.

Как считает эксперт, данная оценка является чрезвычайно условной, поскольку в России до сих пор нет собственной системы подсчетов полезных ископаемых, как в других государствах, где доминирует подсчет на базе экономической целесообразности. 

«Экономическая целесообразность здесь заключается в том, что в подсчет идут только те запасы, которые в случае добычи и продажи гарантируют рентабельность производства. У нас же пока данное требование не учитывается», - заключает Юшков.

В России с советского времени осталась система «ABC», которая подразумевает, что если в нашей земле что-то есть, то это все является запасами, причем экономическая рентабельность здесь не учитывается. В результате, компании, которые выигрывают тендеры на добычу, делают после этого экономическую переоценку показателя «геологические запасы» с учетом экономической рентабельности.

Кстати говоря, здесь можно привести пример популярной на сегодняшний день Венесуэлы, которая называет себя наиболее богатой по запасам нефти страной мира, несмотря на то, что рентабельность ее добычи часто выходит за пределы экономической целесообразности.

Это видно хотя бы потому, что базовые показатели добычи нефти в данной стране в последние годы снижаются, и это является следствием того, что добыча там стоит дорого, причем далеко не каждая шахта окупает себя, и это видно по работе наших компаний в Венесуэле. 

Реальные российские запасы очень трудно подсчитать

«Поэтому данные Минприроды РФ оценивать очень сложно, хотя бы потому, что непонятно, как считало данное ведомство – с точки зрения российских стандартов или международных, а это с экономической точки зрения чрезвычайно важно», - констатирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, если брать то, что находится в российской земле, то данная цифра выходит сравнительно небольшой, поскольку в Арктике сосредоточено ресурсов на большую сумму. Если же мы считаем по международной классификации, то она каждый год пересчитывается, поскольку рыночные цены в мире меняются, и это, естественно, отражается на любом показателе из данного подсчета.

«Например, чем дороже нефть, тем ее больше оказывается в подобных подсчетах, а чем дешевле – тем меньше, поскольку приходится отсекать многие запасы, которые просто нерентабельно добывать. Так что, здесь существуют свои тонкости», - резюмирует Юшков.

Поэтому технологический прогресс и разработка проектов в Арктике увеличат стоимость российских недр на порядок, что только подтверждает субъективность и ситуативный порядок подобных подсчетов со стороны Минприроды РФ.

Можно вспомнить и американский сланцевый сектор, где в период максимального падения цен на нефть, на одной из шахт продавали нефть с доплатой – она была настолько низкого качества, что ее в определенный момент сбыть было невозможно. 

«Что касается актуальности данных цифр для экономики РФ, то у нас есть, например, требования по запасам в энергетике, когда для того, чтобы ТЭЦ гарантированно выполнили свою работу, им нужно накопить определенное количество угля», - констатирует Юшков.

В остальном все это играет косвенную роль, а не так, как в США, где особую роль играет показатель работающих нефтяных вышек.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 14.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики