Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не счесть алмазов. Минприроды оценило запасы нефти и газа в РФ

Не счесть алмазов. Минприроды оценило запасы нефти и газа в РФ

Минприроды впервые оценило стоимость полезных ископаемых в стране. Как пишет РБК со ссылкой на данные ведомства, на конец 2017 года запасы нефти оцениваются в 39,6 трлн рублей, а природного газа — в 11,3 трлн рублей (в натуральном эквиваленте 9,04 миллиарда тонн и 14,47 трлн кубометров соответственно). 

Стоимость коксующегося угля министерство оценило в 2 трлн рублей, железной руды – в 808 млрд рублей, алмазов — в 505 млрд рублей, золота – в 480 млрд рублей. Совокупная стоимость всех минеральных и энергетических ресурсов (нефть, газ, золото, медь, железная руда, уголь энергетический и бурый, алмазы) составила 55,2 трлн рублей, или 60% ВВП за 2017 год.

В оценке Минприроды использовало лишь данные о месторождениях, на которые есть лицензия на недропользование и есть документы на разработку. Таким образом, были оценены не все разведанные запасы, а лишь те, которые в ближайшей перспективе будут освоены. В дальнейшем Минприроды планирует ежегодно актуализировать свою оценку. 

Издание приводит сравнительную оценку доказанных природных запасов России от зарубежных источников. Так, по данным британской ВР, доказанные запасы нефти в России на конец 2017 года составляли 14,5 млрд тонн, природного газа — 35 трлн кубометров. 

Ранее глава Минэнерго Александр Новак оценил, что запасов газа России хватит на 100 лет, запасов нефти есть на 30 лет вперед, если исходить из нынешнего уровня добычи. 

РАЗНИЦА МЕТОДИК

В целом подобные оценки всегда разнятся, отмечают эксперты. Все зависит от методики подсчета, указал ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. "ВР, как и все западные компании и ведомства, используют международную классификацию. Они учитывают все, что есть в земле, если это можно добыть и получить прибыль. Условно говоря, если запасы доказаны, но стоимость их добычи превысит потенциальный доход от реализации, их не берут в расчет", — рассказал он.

В свою очередь, Минприроды РФ исходило из количества выданных на разработку лицензий и посчитало, сколько полезных ископаемых в пересчете на цены 2017 года можно по ним добыть, если все условия компании выполнят. Этих условий много – и срок добычи, и ее объем в разные годы, и требования к разработке. Разумеется, каждый год эта оценка будет меняться, поскольку лицензии могут отзывать, выдавать новые, менять по ним условия.

"Так часто происходит, к примеру, в Арктике. Получая лицензии, компании рассчитывали на западных партнеров – используя их технологии в начале, планировалось быстро разработать свои и на этой базе вести добычу. Но из-за санкций все поменялось – пришлось действовать в одиночку. Лицензии компании отдавать не хотят, но просят увеличить срок их исполнения", — привел пример эксперт.

ЗАЧЕМ НУЖНА СТАТИСТИКА

По мнению Юшкова, подсчеты Минприроды – чисто российская история. Министерство хочет показать, что контролирует наиболее важные месторождения страны и оценивает их в деньгах. Это попытка поднять статус министерства и подчеркнуть его значимость.

В свою очередь, аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук указывает, что любая статистика нужна и полезна как для государства в целом, так и для бизнеса, связанного с добычей полезных ископаемых. 

"Так, в США еженедельные данные о запасах нефти представляют сразу две организации — Американский институт нефти и минэнерго США. Они отличаются по методике и могут разниться. Бывает даже, что у одних запасы растут, а у других падают. Тем не менее, и та, и другая статистика важна, бизнес ее оценивает, и в целом тренды она определяет верно", — привел пример эксперт.

Что касается оценки Минэнерго, то она, бесспорно, важна для российских компаний и экономики в целом. Весьма вероятно, что у российского ведомства больше объективных данных о положении дел в недрах страны, чем у ВР или американских статистических организаций. Крупные компании всегда проводят тщательную оценку месторождений в других странах, которые они собираются разрабатывать. 

Несмотря на то что цены и условия добычи меняются, важно понимать, сколько в перспективе можно заработать. Это общее правило для любого бизнеса, логично, что оно применяется и здесь, подытожил Полищук. 

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 14.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики