Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Под газовую директиву ЕС попадут 40 километров «Северного потока-2»

Под газовую директиву ЕС попадут 40 километров «Северного потока-2»

The Financial Times сообщило, что руководство проекта «Северный поток-2» рассматривает возможность, как вывести большую часть газопровода из-под действия газовой директивы ЕС. Речь идет о создании отдельной компании, которая будет владеть и эксплуатировать участок «Северного потока-2» в территориальных водах Германии. Об этом американскому деловому изданию сообщили три источника. «Это переместит обсуждение из правовой и технической плоскостей в чисто политическую», — заявил The Financial Times высокопоставленный европейский дипломат.

Многие средства массовой информации восприняли сообщение американского делового издания как попытку вывести проект балтийского газопровода из-под поправок в газовую директиву ЕС, утверждаемых сейчас в Евросоюзе. Они предполагают, что и на газопроводы третьих стран распространяются требования Третьего энергопакета: оператор газопровода должен быть независим от поставщика, а доступ к газопроводу должны иметь и независимые поставщики.

В Nord Stream 2 AG изданию EADaily прямо не ответили на вопрос, планируется ли создание отдельной компании, которая будет владеть и эксплуатировать участок «Северного потока-2» в территориальных водах Германии. Оператор проекта, однако, акцентировал внимание на итоговом варианте поправок в газовую директиву. «Хотя мы воздерживаемся от предположений о возможных последствиях законодательства, которое еще официально не утверждено, мы отмечаем, что согласованный текст имеет существенно более ограниченное распространение, чем первоначальное предложение Европейской комиссии, сделанное в ноябре 2017 года», — дал письменный ответ на запрос EADaily пресс-секретарь Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер. Он подчеркнул, что для морских газопроводов из третьих стран новое законодательство предполагает распространение правил внутреннего рынка ЕС на участок в территориальных водах государства — члена ЕС, где расположена первая точка соединения с газовой сетью Евросоюза. В случае «Северного потока-2» это будет означать территориальные воды Германии. «В то время как первоначальное предложение Еврокомиссии было направлено на то, чтобы распространить правила и на исключительные экономические зоны государств — членов ЕС. Однако Юридическая служба Совета ЕС пришла к выводу, что это нарушило бы Конвенцию ООН по морскому праву», — написал Йенс Мюллер.

Таким образом, действие принимаемых поправок в газовую директиву ЕС распространится на немногим более 40 километров «Северного потока-2», общая протяженность которого составит 1200 километров. И создание отдельной компании было бы логичным ходом, чтобы выполнить одно из требований газовой директивы о том, что управлять газопроводом должны независимые от поставщиков операторы. 100% акций Nord Stream 2 AG принадлежит «Газпрому». В то же время вариант создания отдельного оператора не снимает самый болезненный для проекта вопрос о доступе к газопроводу независимых поставщиков, что может привести к тому, что, по крайней мере, в первые годы эксплуатации «Северный поток-2» сможет работать лишь в половину мощности. По аналогии с сухопутным продолжением «Северного потока», газопроводом Opal на территории Германии, оператор проекта обязан будет оставлять под возможные заявки независимых поставщиков до 50% мощности трубопровода. Так Opal работал 7 лет — до весны прошлого года, пока Еврокомиссия не дала разрешение немецкому регулятору снять ограничения из-за отсутствия заявок, а польская апелляция не была отклонена судом.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что публикация в The Financial Times может быть игрой на опережение. «Когда принимается шизофреническое регулирование только для того, чтобы создать препятствия реализации проекта, приходится искать юридически допустимые варианты его применения без вреда для функционирования газопровода. Но публикация в британской газете может быть попыткой сыграть на опережение, помешать этому», — заметил эксперт.

Появление при этом компании, которая будет управлять 40 километрами газопровода из 1200, может иметь политическое значение, так как продемонстрирует политическую подоплеку поправок в газовую директиву ЕС и даст возможность Германии добиться снятия ограничений для балтийского газопровода в Еврокомиссии и специальном комитете стран ЕС, который вправе рассматривать такие вопросы. «В 12 милях от берега Германии (территориальные воды страны, юрисдикция ЕС) не могут появиться новые поставщики газа», — заметил замдиректора ФНЭБ.

Тем временем реализация проекта «Северный поток-2» продолжается в полном соответствии с действующим законодательством и при полной поддержке со стороны финансовых инвесторов, написал в ответе на запрос EADaily пресс-секретарь Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер. 1 марта компания сообщала о том, что на дно Балтийского моря уложено более 800 километров трубопровода.

Йенс Мюллер отметил, что Nord Stream 2 AG оценит поправки в газовую директиву после их официального утверждения. «Процедура принятия закона продолжается, и перед вступлением в силу законодательный текст требует официального одобрения со стороны Европарламента и Совета ЕС», — заметил представитель оператора «Северного потока-2», чья позиция по целям и задачам проекта не изменилась: «„Северный поток-2“ внесет позитивный вклад в достижение целей Энергетического союза, создав новый маршрут для дополнительных поставок импортного газа. Прогноз спроса на газ для Европы дает убедительные аргументы в пользу таких инвестиций, которые полностью совместимы с продолжающимся импортом газа по существующим маршрутам».

Напомним, что «Северный поток-2» мощностью 55 млрд кубометров станет аналогом уже существующего газопровода «Северный поток» и должен заработать к концу этого года. Его активными противниками выступают Украина, США, Польша и страны Прибалтики. Мотивы у каждой из стран свои. США лоббируют поставки собственного СПГ в Европу, Польша боится более сильной конкуренции с немецкими компаниями на внутреннем рынке страны, Украина же потеряет от снижения транзита более $ 2 млрд в год.

Ранее в США приняли закон о санкциях в отношении компаний, которые участвуют в строительстве «Северного потока-2». До последнего времени, правда, все ограничивалось только угрозами их применения. Сейчас же, по информации газеты The Wall Street Journal, санкции в отношении «Северного потока-2» будут все-таки введены. Сенаторы якобы намерены внести соответствующие поправки в «Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций» (СААТSA).

Источник: EADaily, 15.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики