Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Спешка с Газовой директивой ЕС раскрыла абсурд претензий к "Северному потоку-2"

Спешка с Газовой директивой ЕС раскрыла абсурд претензий к "Северному потоку-2"

Европарламент проявляет спешку в голосовании по Газовой директиве ЕС, чтобы успеть провести инициативу против "Северного потока-2" без дискуссий. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонд национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

"Причины спешки, которую проявляет Европарламент (ЕП) в принятии проекта поправок в Газовую директиву ЕС, вполне очевидны: данный состав депутатов "подготовлен", чтобы быстро и без лишних вопросов принять эту законодательную инициативу. А направлена она единственно против газопровода "Северный поток-2", который должен быть достроен до конца этого года. Весь смысл поправок в том, чтобы создать сложности в реализации и эксплуатации трубопровода.

К примеру, оговорка, что 50% мощностей проекта должны быть зарезервированы под альтернативных поставщиков, просто противоречит здравому смыслу. Газопровод пролегает по дну Балтийского моря с территории России до Германии, никаких альтернатив поставкам российского газа он не может иметь по определению. В целом Европарламент пытается изменить правила игры, когда она уже идет – это просто не соответствует базовым юридическим постулатам", - отмечает специалист.

В ЕП рассказали, что поправки в газовую директиву ЕС будут вынесены на голосование после 18 марта – наиболее вероятной датой назвали пленарную сессию 3-4 апреля. У нынешнего состава ЕП не так много времени –завершения мандата нынешнего созыва парламентариев остались считанные недели, а выборы нового состава намечены на 23-26 мая. До этого новый вариант директивы должен согласовать профильный комитет ЕП, так что дата голосования на пленарной сессии все еще не подтверждена.

"Вынесению документа на голосование мешают лишь бюрократические процедуры, и если законопроект все же представят на одобрение ЕП, нет сомнений, что измененный вариант директивы будет утвержден. Эта инициатива пытается распространить общие правила Еврособза на "Северный поток-2", который является морским проектом и под общие правила не подпадает. И попытки подгонять его под эти нормы тоже нерациональны.

Трубопровод выходит из одной юрисдикции - российской, существенная его часть проляжет в международных водах, которые никому не принадлежат. И приходит "труба" в другую юрисдикцию - германскую. Как в данном случае можно распространять общие правила для сухопутных газопроводов ЕС на проект – эксперты не понимают. Политики Евросоюза выдвигают подобные инициативы под внешним давлением, они не самостоятельны.

Если же этот парламент по каким-то причинам не проголосует за новую директиву, следующий состав может обратить внимание на абсолютную нелогичность документа, его абсурдность. Велика вероятность, что инициативу просто оставят без рассмотрения", - подчеркивает эксперт.

Подстелили соломки

Модифицированная Газовая директива ЕС, предположительно, потребует зарезервировать 50% мощности газопровода "Северный поток-2" под газ от альтернативных поставщиков и передать его под управление независимой от "Газпрома" компании. Но еще в начале февраля дипломаты 28 стран ЕС в пятницу приняли решение рассмотреть компромиссное франко-германское предложение по газовой директиве. Оно одобряет новые правила транспортировки газа, но не приведут к блокировке "Северного потока-2". 

"Северный поток 2" мощностью 55 млрд кубометров в год должен пройти от компрессорной станции "Славянская" в Кингисеппском районе Ленинградской области до балтийского побережья Германии. Учредителем и владельцем контрольного пакета акций акционерного общества "Северного потока 2" является "Газпром". В строительный консорциум входят также французская Engie, австрийский OMV, британо-нидерландская Royal Dutch Shell, германские Uniper и Wintershall.

"Говорить о фатальном для "Северного потока-2" влиянии директивы не приходится. Во-первых, сам текст документа подразумевает определенную гибкость в его реализации. Кроме того, в феврале на Совете ЕС Париж и Берлин внесли дополнения в финальный проект законопроекта, согласно которым большие полномочия в решении вопросов передаются Германии и ее регуляторам.

Вся эта история удивляет – в Европе, просвещенной и опирающейся на постулаты римского права, подобных законодательных нонсенсов просто быть не должно. Впрочем, если законодательство будет применено в худшем виде, то это дискриминирует проект "Северного потока-2", что даст повод обратиться России и Германии в европейские суды. напомню, аналогичное разбирательство по снятию ограничений с газопровода OPAL, который продолжает "Северный поток-1" в ЕС в свое время удалось снять.

Инстанций, где можно оспорит ограничение к газопроводу, достаточно – это и международный арбитраж, и третейские судебные коллегии – к примеру, в ВТО. Всем конструктивным силам очевидно, что "Северный поток-2" повышает уровень энергобезопасности Европы, а не подрывает его, как утверждают противники проекта. Вероятнее всего, в конечном итоге российско-немецкий газопровод все же начнет работать согласно проектной мощности", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 15.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики