Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Спешка с Газовой директивой ЕС раскрыла абсурд претензий к "Северному потоку-2"

Спешка с Газовой директивой ЕС раскрыла абсурд претензий к "Северному потоку-2"

Европарламент проявляет спешку в голосовании по Газовой директиве ЕС, чтобы успеть провести инициативу против "Северного потока-2" без дискуссий. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонд национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

"Причины спешки, которую проявляет Европарламент (ЕП) в принятии проекта поправок в Газовую директиву ЕС, вполне очевидны: данный состав депутатов "подготовлен", чтобы быстро и без лишних вопросов принять эту законодательную инициативу. А направлена она единственно против газопровода "Северный поток-2", который должен быть достроен до конца этого года. Весь смысл поправок в том, чтобы создать сложности в реализации и эксплуатации трубопровода.

К примеру, оговорка, что 50% мощностей проекта должны быть зарезервированы под альтернативных поставщиков, просто противоречит здравому смыслу. Газопровод пролегает по дну Балтийского моря с территории России до Германии, никаких альтернатив поставкам российского газа он не может иметь по определению. В целом Европарламент пытается изменить правила игры, когда она уже идет – это просто не соответствует базовым юридическим постулатам", - отмечает специалист.

В ЕП рассказали, что поправки в газовую директиву ЕС будут вынесены на голосование после 18 марта – наиболее вероятной датой назвали пленарную сессию 3-4 апреля. У нынешнего состава ЕП не так много времени –завершения мандата нынешнего созыва парламентариев остались считанные недели, а выборы нового состава намечены на 23-26 мая. До этого новый вариант директивы должен согласовать профильный комитет ЕП, так что дата голосования на пленарной сессии все еще не подтверждена.

"Вынесению документа на голосование мешают лишь бюрократические процедуры, и если законопроект все же представят на одобрение ЕП, нет сомнений, что измененный вариант директивы будет утвержден. Эта инициатива пытается распространить общие правила Еврособза на "Северный поток-2", который является морским проектом и под общие правила не подпадает. И попытки подгонять его под эти нормы тоже нерациональны.

Трубопровод выходит из одной юрисдикции - российской, существенная его часть проляжет в международных водах, которые никому не принадлежат. И приходит "труба" в другую юрисдикцию - германскую. Как в данном случае можно распространять общие правила для сухопутных газопроводов ЕС на проект – эксперты не понимают. Политики Евросоюза выдвигают подобные инициативы под внешним давлением, они не самостоятельны.

Если же этот парламент по каким-то причинам не проголосует за новую директиву, следующий состав может обратить внимание на абсолютную нелогичность документа, его абсурдность. Велика вероятность, что инициативу просто оставят без рассмотрения", - подчеркивает эксперт.

Подстелили соломки

Модифицированная Газовая директива ЕС, предположительно, потребует зарезервировать 50% мощности газопровода "Северный поток-2" под газ от альтернативных поставщиков и передать его под управление независимой от "Газпрома" компании. Но еще в начале февраля дипломаты 28 стран ЕС в пятницу приняли решение рассмотреть компромиссное франко-германское предложение по газовой директиве. Оно одобряет новые правила транспортировки газа, но не приведут к блокировке "Северного потока-2". 

"Северный поток 2" мощностью 55 млрд кубометров в год должен пройти от компрессорной станции "Славянская" в Кингисеппском районе Ленинградской области до балтийского побережья Германии. Учредителем и владельцем контрольного пакета акций акционерного общества "Северного потока 2" является "Газпром". В строительный консорциум входят также французская Engie, австрийский OMV, британо-нидерландская Royal Dutch Shell, германские Uniper и Wintershall.

"Говорить о фатальном для "Северного потока-2" влиянии директивы не приходится. Во-первых, сам текст документа подразумевает определенную гибкость в его реализации. Кроме того, в феврале на Совете ЕС Париж и Берлин внесли дополнения в финальный проект законопроекта, согласно которым большие полномочия в решении вопросов передаются Германии и ее регуляторам.

Вся эта история удивляет – в Европе, просвещенной и опирающейся на постулаты римского права, подобных законодательных нонсенсов просто быть не должно. Впрочем, если законодательство будет применено в худшем виде, то это дискриминирует проект "Северного потока-2", что даст повод обратиться России и Германии в европейские суды. напомню, аналогичное разбирательство по снятию ограничений с газопровода OPAL, который продолжает "Северный поток-1" в ЕС в свое время удалось снять.

Инстанций, где можно оспорит ограничение к газопроводу, достаточно – это и международный арбитраж, и третейские судебные коллегии – к примеру, в ВТО. Всем конструктивным силам очевидно, что "Северный поток-2" повышает уровень энергобезопасности Европы, а не подрывает его, как утверждают противники проекта. Вероятнее всего, в конечном итоге российско-немецкий газопровод все же начнет работать согласно проектной мощности", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 15.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики