Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США приготовили России атомный сюрприз в Индии

США приготовили России атомный сюрприз в Индии

Американцы планируют построить для Нью-Дели 6 АЭС, конкурируя с «Росатомом»

Плохая новость для «Росатома»: американцы намерены построить в Индии шесть атомных электростанций. Как говорится в сообщении Госдепартамента США, вопросы сотрудничества по мирному атому рассматривались в ходе стратегического диалога, который состоялся в среду, 13 марта, в Вашингтоне. Индийскую сторону представлял государственный секретарь по иностранным делам Виджай Гокхане, американскую — заместитель госсекретаря США Андреа Томпсон.

Примечательно, что в октябре 2018 года компания «Росатом» заявила о том, что Россия построит в Индии шесть энергоблоков на новой площадке. Документ о сотрудничестве в новых проектах в сфере атомной энергетики был подписан 5 октября на полях 19-го российско-индийского саммита в Нью-Дели.

«Мы удовлетворены нашим стратегическим сотрудничеством с Индией, где в настоящее время ведется сооружение блоков АЭС «Куданкулам» по российскому дизайну, — заявилтогда генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев.

«Куданкулам» сегодня является крупнейшим объектом экономического сотрудничества РФ с Индией. Российскими компаниями уже построены и запущены первые два энергоблока АЭС, началось возведение третьего и четвертого энергоблоков, совокупная стоимость которых оценивается в 6 миллиардов долларов. При этом первые два блока обошлись примерно в 4 миллиарда.

В декабре 2014 года Москва и Дели подписали документ о стратегическом видении серийного сооружения энергоблоков по российской технологии в Индии. В нем указана и стратегическая задача этого сотрудничества — сооружение в Индии не менее 12 блоков АЭС российского дизайна в течение 20 лет.

Пока непонятно, будут ли шесть американских АЭС сооружены в дополнение к российским, или же компании США заменят «Росатом» на индийской площадке.

Если окажется, что это второй вариант, причин такой «рокировки» может быть несколько, причем как экономических, так и политических. В том же октябре 2018 года в ходе официального визита Владимира Путина в Индию был подписан контракт на поставку пяти полков зенитных ракетных систем С-400 «Триумф». Сумма контракта превышает 5 млрд долл.

Вашингтон тогда был крайне недоволен этим решением и грозил Нью-Дели санкциями за покупку российского оружия. Через несколько дней после сделки президент США Дональд Трамп заявил, что в ближайшее время Индия «узнает, что ее ждет» за покупку российской ЗРК. Некоторые эксперты предположили, что согласие на строительство шести американских АЭС стало своего рода разменом за поставку «Триумфов», от которой Нью-Дели, по заявлениям руководства, отказываться не собирается.

Однако, как считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, не стоит смешивать эти темы. С одной стороны, конкуренция на индийском энергетическом рынке есть. С другой, вопрос вооружений стоит для Индии на особом месте и вряд ли они готовы его на что-то разменивать.

— Мы не знаем, идет ли речь о дополнительных АЭС или планируется, что американцы будут строить их вместо России. Но то, что конкуренция на рынке создания атомных реакторов существует, очевидно. Тем более что отношение к атомной энергии в мире неоднозначное. Богатые страны не спешат развивать атомную генерацию, а некоторые, как Германия, и вовсе от нее отказываются. В Японии после «Фукусимы» отношение к атому настороженное, да и в самих Штатах не все так просто.

Поэтому получается, что несколько компаний, которые предлагают услуги по строительству атомных реакторов, оказываются в непростой ситуации и зачастую вынуждены предлагать очень комфортные условия государствам, которые испытывают дефицит электроэнергии и готовы в этих атомных проектах участвовать. Это Китай, другие страны Азии и Ближнего Востока. 

Конечно, Индия — одна из самых привлекательных площадок. У нее растущая экономика и, следовательно, растущий спрос на энергоносители, а также желание уйти от угля и диверсифицировать энергетический баланс. Так что пространство для развития есть, но и конкуренция присутствует.

«СП»: — С кем именно?

— Тот же американский концерн Westinghouse активно действует на Украине, пытается убрать нас из поставок твердотопливных элементов. В Индии, возможно, тоже присутствует перехват, тем более что наши компании в этой стране всегда испытывают определенные трудности. Вспомним хотя бы историю с сотовой связью (в 2004 году несколько российских компаний пытались зайти на индийский сотовый рынок, но неудачно, нишу затем заняли западные компании, например, Vodafone, — прим. ред). Англосаксы помнят про Индию, имеют хорошие позиции в тамошних элитах и этим пользуются.

Но я думаю, что когда мы говорим о собственной атомной экспансии, нам тоже нужно установить ее пределы, потому что иногда кажется, что есть задача добиться строительства атомного блока любой ценой. При этом мы зачастую предлагаем очень выгодные условия — строим за свой счет, даем скидки за счет тарифа. Все эти истории могут затягиваться на десятилетия.

Иногда конкуренция доходит до таких масштабов, что условия, которые предлагают потенциальному клиенту настолько фантастические, что удивительно, как они в итоге отказываются по политическим причинам. Поэтому конкуренция конкуренцией, но деньги тоже считать не мешает.

«СП»: — А за счет чего американцы могут конкурировать с нами?

— В случае с Индией только за счет политического ресурса.

«СП»: — Это связано с тем, что индийское руководство заключило контракт на поставку «Триумфов»?

— Это не история про С-400, это история про конкуренцию во всех возможных направлениях. Что касается С-400, у Нью-Дели с самого начала была четкая позиция — они дружат со Штатами, но у русских оружие покупают.

Англосаксы имеют очень сильное влияние на индийскую элиту, и они пользуются этим политическим ресурсом. Но в некоторых случаях нам удается отстоять свои позиции. Например, индийцам очень нужно наше оружие, и они убеждают американцев не выкручивать им руки.

У них непростые отношения с Пакистаном, с Китаем, они не хотят, чтобы их лишали возможности обороняться. Так как Запад рассматривает Индию как некий военный ресурс, усиление ее военной мощи им только выгодно. Пусть даже за счет российского оружия.

Профессор кафедры востоковедения МГИМО, д. ист. н., замглавреда журнала «Сравнительная политика» Сергей Лунев считает, что о полноценной конкуренции со стороны американцев в Индии речи не идет. Тем более, что у «Росатома» и без того много заказов. Компания работает над проектами в 41 стране мира, ее портфель заказов на 10 лет оценивается более чем в 100 миллиардов долларов.

— Еще лет 15 назад Индия объявила о своих масштабных планах по развитию атомной энергетики, собираясь до 2030 года увеличить выпуск энергии на АЭС до 40 гигаватт с четырех. Этому способствовало Соглашение 123, которое они подписали с американцами еще в 2005 году. После этого очень оживились три страны — Россия, США и Франция.

Но, как ни парадоксально, до сих пор АЭС в Индии строит только Россия. Поскольку было объявлено, что индийцы собираются строить атомные электростанции на 100 миллиардов долларов, очевидно, что «Росатом» все это «съесть» не в состоянии. У него амбициозные программы по созданию АЭС в самой России и по всему миру. Даже в той же Южной Азии мы уже приступили к строительству АЭС в Бангладеш.

Американцы же с французами пока ничего строить не начали. Этому способствовал целый комплекс причин. После «Фукусимы» в Индии начались антиатомные протесты. Верховный суд в 2011 году принял решение о возложении ответственности на строителей в случае аварий при дальнейшей эксплуатации АЭС.

Так что сообщения о строительстве американских АЭС в Индии — это никакая не конкуренция. Весь индийский рынок Россия занять не может, он очень большой. Тем более что соглашения с Францией и Америкой уже были заключены раньше. Если американцы смогут начать строительство, пусть строят. Хотя в одиночку они не вели строительство за рубежом с 70-х годов.

«СП»: — Получается, после этого соглашения американцы уже забыли о том, что грозили Индии санкциями за покупку С-400?

— Не забыли и периодически продолжают угрожать. Но здесь американские потуги абсолютно точно ничем не закончатся, потому что Россия является главным поставщиком вооружений в Индию.

Такая ситуация установилась еще в начале 60-х годов. В начале ХХI века на нашу страну приходилось порядка 75% поставок вооружений в Индию. Чтобы вы понимали размер этого рынка, достаточно сказать, что эта страна — главный покупатель оружия в мире, на нее приходится 15% всего объема закупок вооружений.

Естественно, американцам, французам и другим игрокам этот рынок кажется очень привлекательным. Они давно пытались бороться с нами, включая оплату антироссийских статей в индийских СМИ. Что-то им удалось сделать, процент у нас упал, но в абсолютных цифрах вырос, так как Индия стала закупать еще больше вооружений.

Американцы ничего не смогут сделать, когда речь будет идти о жизненно важных интересах этого государства. Это касается поставок вооружений из России и нефти из Ирана. Если США все же пойдут на введение санкций против Индии, она обязательно ответит.

Многие сейчас говорят о том, что в отношениях США и Индии чуть ли не медовый месяц, но это далеко не так. Двусторонние отношения действительно развиваются неплохо, но Америка уступила Китаю позицию главного торгового партнера, объем американских инвестиций также упал.

Да, они развивают связи в военно-политической сфере, например, выгрызли себе часть рынка в военно-транспортной авиации. Но это локальные успехи. Идут индийско-американские морские учения, но проходят они и с Россией.

А по глобальным вопросам у Индии и США очень серьезные противоречия, о чем говорит хотя бы то, что Индия является частью БРИКС и вошла в ШОС. Ее не устраивает монополярная модель мировой системы и никогда не устраивала. Индия будет всеми силами биться за свою независимость. 

Автор: Мария Безчастная

Источник: Свободная пресса, 14.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики