Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: основой политики ОПЕК+ станет борьба с фактором сланцевой нефти США

Юшков: основой политики ОПЕК+ станет борьба с фактором сланцевой нефти США

Предложение Министра энергетики РФ Александра Новака провести встречу ОПЕК+ является правильным – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Напомним, что Новак заявил, что для определения будущих шагов ОПЕК+ на глобальном нефтяном рынке приемлемо провести переговоры в мае 2019 года, причем по всему спектру вопросов – от пролонгации данного соглашения до известных геополитических рисков.

Главной задачей ОПЕК+ является стабилизация цен на нефть

«Когда подписывалось соглашение ОПЕК+, основной его задачей было поднятие цен нефть, потому что плохо было всем участникам этого договора. Собственно, производители нефти собрались здесь для того, чтобы вместе добиться результата», - констатирует Юшков.

Напомним, что в 2015 году падение цен на нефть достигло апогея, причем рыночные котировки свалились за отметку в 30 долларов за баррель, преодолев пики падения 2009 года, когда цены на нефть опустились ниже 40 долларов за баррель. Естественно, это привело к последствиям для всех нефтедобывающих стран, включая и Россию, в отношении которой тогда началась санкционная эпопея Запада.

«В 2015 году на нефтяном рынке была «война всех против всех», результатом которой стало то, что страны-производители нефти проели свои резервы, причем это сделала и Саудовская Аравия, которая до этого никогда их не тратила», - заключает Юшков.

Как замечает эксперт, для саудитов подобное положение дел было необычным и крайне чувствительным, поскольку до этого они заявляли, что являются самым эффективным производителем нефти в мире, но ситуация сложилась так, что они сами попали под удар.

«Задействование собственных финансовых резервов отрезвляющее подействовало на Саудовскую Аравию, из-за чего Эр-Рияд решился пойти на это соглашение и договориться о его условиях с Москвой, чтобы оно стало по-настоящему эффективным», - резюмирует Юшков.

Результат соглашения ОПЕК+ мы все сразу прочувствовали, причем нефть добралась даже до отметки в 80 долларов за баррель, пусть здесь была и обратная сторона медали в виде реанимации американских сланцевых проектов, которые стали демонстрировать огромный рост и вывели США на первое место в мире по суммарному производству нефти. Именно по этой причине цены на нефть опять пошли вниз.

Из-за этого была подписана новая редакция соглашения ОПЕК+, в рамках которой стороны договорились о более жестких ограничениях, и именно их предлагает обсудить Новак в связи с новыми тенденциями на нефтяном рынке, которые на этот раз связаны с геополитикой. 

Новый вариант соглашения ОПЕК+ является ответом на геополитические вызовы

«На самом деле, вторая редакция ОПЕК+ преследует несколько иную цель, чем базовое соглашение. Мы вместе с нашими партнерами пытаемся нащупать сколько нам нужно добывать нефти для того, чтобы цена была 60 долларов за баррель. Ведь в ОПЕК+ считают, что при таком ценовом диапазоне сланцы не смогут поддерживать высокий уровень добычи», - констатирует Юшков.

Таким образом, мы хотим найти такой уровень цены, который бы не только устраивал страны-члены соглашения ОПЕК+, но и сдерживал американских сланцевых добытчиков, которые настроены на рост производства и увеличение экспорта на мировой рынок.

«Кроме того, ситуация сейчас развивается предельно динамично, поэтому любые изменения на нефтяном рынке требуют корректировки соглашения ОПЕК+. Так что, предложение Новака является адекватным и соответствует требованиям момента», - заключает Юшков.

Например, сейчас производство нефти в Венесуэле падает в пике по причине экономического кризиса в этой стране, а также внешнеполитического давления со стороны США, которое уже вылилось в прямое вмешательство в венесуэльские внутренние дела. 

«Также в марте должен решиться вопрос о санкциях против Ирана. Будут ли американцы вводить максимальные ограничения и блокировать экспорт нефти из этой страны, или все-таки откажутся от данной политики», - резюмирует Юшков.

Примечательно, что информационное агентство Reuters на прошлой неделе сообщало, что в планах США содержится снижение иранского нефтяного экспорта до показателя в 1 млн баррелей нефти в сутки, что означает большие проблемы для соглашения ОПЕК+.

«Здесь возникает интересная ситуация, ведь если страны-члены ОПЕК+ сами не зальют эту дырку, которая является результатом внешней политики США, то это сразу откроет дорогу для роста американской сланцевой добычи», - констатирует Юшков.

Очевидно, что на любой рост цен очень быстро отреагируют американские сланцевые производители. Просто чем выше цена на нефть, тем выше сланцевое производство, вследствие чего, если ОПЕК+ ничего не будет делать, объемы Венесуэлы и Ирана займут американцы. 

«Так что, здесь всем хочется и добывать, и зарабатывать побольше, поэтому мы сейчас переходим в такую стадию, когда стратегическую ситуацию на глобальном рынке нефти будет определять противостояние ОПЕК+ и американских сланцевиков. Так что, сценарий здесь очень простой – либо мы повышаем уровень нефтяной добычи, либо за нас 'nj сделают американцы», - заключает Юшков.

Естественно, все это влияет на будущее соглашение ОПЕК+, чем и вызвано данное выступление Новака.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 17.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики