Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин прописали в весеннем соглашении

Цены на бензин прописали в весеннем соглашении

Что станет предметом торга нефтяников и властей

Правительство придержит цены на топливо до лета: кабмин договорился с нефтяниками о продлении соглашения о заморозке еще на три месяца. Согласно документу, бензин и дизель не будут дорожать выше уровня инфляции до конца июня. Вместо этого правительство обещает компаниям пересмотреть условия договора, чтобы компенсировать их потери. О чем будут торговаться нефтяники и кабмин? И какими будут цены на бензин? Разбирался Владислав Викторов.

Встречу с руководителями нефтяных компаний премьер Дмитрий Медведев начал с хороших новостей — топливный рынок стабилен благодаря совместным усилиям и, в частности, соглашению о заморозке цен на бензин. Но есть проблема — срок действия договора истекает 31 марта, а, значит, пора решить, справится ли рынок без него. И, похоже, что нет, раз итогом встречи стало решение продлить его до конца июня. По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, для правительства это был единственный вариант развития событий: «Наш кабмин после "пенсионных грабель" очень боится, что другие сюжеты начнут слишком волновать россиян.

То, что правительство очень боится роста цен на бензин темпами, сильно опережающими инфляцию, понятно.

Именно поэтому ожидалось, что можно взять просто и запретить повышать цены, назвав это соглашением с нефтяными компаниями».

Но с нефтяниками властям пришлось торговаться. Предыдущее соглашение обязало их придерживать экспорт, чтобы насытить российский рынок и держать оптовые цены, и компании жаловались на выпадающие доходы. По подсчетам аналитиков компании Vygon Consulting, нефтяники потеряли больше 100 млрд руб., а компенсировало им государство лишь четверть суммы. Теперь бизнес требует больших дотаций из бюджета. И всем придется договариваться, иначе цены на бензин взлетят, говорит руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов: «У нас такая же цена на бензин, как в Соединенных Штатах Америки, но при этом там доля налогов в топливе 20%, а у нас — 60%. Мы тогда должны смотреть на Европу, в которой такое же соотношение, но там и цена текущая — €1,5 за литр, то есть больше 100 руб. Я думаю, что никто не пойдет на рыночное регулирование, потому что тогда получается, что рыночная цена у нас должна быть выше 100 руб.».

Зато правительство выиграло время на согласование с Евразийским экономическим союзом нового механизма лицензирования экспорта нефти. Предполагается, что продавать топливо зарубеж смогут только те, кто в достаточном количестве поставил на внутренний рынок. Президент Независимого топливного союза Павел Баженов признает, что действия кабмина пока помогают сдерживать цены, но это временный баланс: «Регулятор пытается внедрить механизмы, которые не требуют ручного вмешательства, но пока получается держать ситуацию только в таком режиме.

О какой стабилизации мы сейчас можем говорить, если у нас огромный потенциал подрывного роста оптовой цены?

А когда она сравняется с розничной, начнется то же самое, что было».

Все детали обновленного соглашения правительству и нефтяникам еще предстоит обсудить. Ближайшая встреча состоится на следующей неделе. Ее ждут, например, в «Роснефти», заявил «Коммерсантъ FM» пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев: «Все, что мы слышали в последнее время от правительства на разных уровнях, было вполне позитивно. Правительство демонстрировало открытость диалога и желание нормализовать ситуацию в принципе, то есть отказаться от ручного регулирования и так далее. Это все очень хорошо».

Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, в свою очередь, также позитивно оценивает диалог между властями и нефтяниками, так что, похоже, сейчас для компаний торг уместен. Ведь на кону — 100 руб. за литр.

По некоторым оценкам, благодаря действию соглашения между нефтяниками и правительством розничная стоимость топлива с начала года выросла чуть больше чем на 1%, в то время как за 2018-й бензин подорожал на 9%. 

Источник: Коммерсантъ FM, 22.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики