Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин прописали в весеннем соглашении

Цены на бензин прописали в весеннем соглашении

Что станет предметом торга нефтяников и властей

Правительство придержит цены на топливо до лета: кабмин договорился с нефтяниками о продлении соглашения о заморозке еще на три месяца. Согласно документу, бензин и дизель не будут дорожать выше уровня инфляции до конца июня. Вместо этого правительство обещает компаниям пересмотреть условия договора, чтобы компенсировать их потери. О чем будут торговаться нефтяники и кабмин? И какими будут цены на бензин? Разбирался Владислав Викторов.

Встречу с руководителями нефтяных компаний премьер Дмитрий Медведев начал с хороших новостей — топливный рынок стабилен благодаря совместным усилиям и, в частности, соглашению о заморозке цен на бензин. Но есть проблема — срок действия договора истекает 31 марта, а, значит, пора решить, справится ли рынок без него. И, похоже, что нет, раз итогом встречи стало решение продлить его до конца июня. По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, для правительства это был единственный вариант развития событий: «Наш кабмин после "пенсионных грабель" очень боится, что другие сюжеты начнут слишком волновать россиян.

То, что правительство очень боится роста цен на бензин темпами, сильно опережающими инфляцию, понятно.

Именно поэтому ожидалось, что можно взять просто и запретить повышать цены, назвав это соглашением с нефтяными компаниями».

Но с нефтяниками властям пришлось торговаться. Предыдущее соглашение обязало их придерживать экспорт, чтобы насытить российский рынок и держать оптовые цены, и компании жаловались на выпадающие доходы. По подсчетам аналитиков компании Vygon Consulting, нефтяники потеряли больше 100 млрд руб., а компенсировало им государство лишь четверть суммы. Теперь бизнес требует больших дотаций из бюджета. И всем придется договариваться, иначе цены на бензин взлетят, говорит руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов: «У нас такая же цена на бензин, как в Соединенных Штатах Америки, но при этом там доля налогов в топливе 20%, а у нас — 60%. Мы тогда должны смотреть на Европу, в которой такое же соотношение, но там и цена текущая — €1,5 за литр, то есть больше 100 руб. Я думаю, что никто не пойдет на рыночное регулирование, потому что тогда получается, что рыночная цена у нас должна быть выше 100 руб.».

Зато правительство выиграло время на согласование с Евразийским экономическим союзом нового механизма лицензирования экспорта нефти. Предполагается, что продавать топливо зарубеж смогут только те, кто в достаточном количестве поставил на внутренний рынок. Президент Независимого топливного союза Павел Баженов признает, что действия кабмина пока помогают сдерживать цены, но это временный баланс: «Регулятор пытается внедрить механизмы, которые не требуют ручного вмешательства, но пока получается держать ситуацию только в таком режиме.

О какой стабилизации мы сейчас можем говорить, если у нас огромный потенциал подрывного роста оптовой цены?

А когда она сравняется с розничной, начнется то же самое, что было».

Все детали обновленного соглашения правительству и нефтяникам еще предстоит обсудить. Ближайшая встреча состоится на следующей неделе. Ее ждут, например, в «Роснефти», заявил «Коммерсантъ FM» пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев: «Все, что мы слышали в последнее время от правительства на разных уровнях, было вполне позитивно. Правительство демонстрировало открытость диалога и желание нормализовать ситуацию в принципе, то есть отказаться от ручного регулирования и так далее. Это все очень хорошо».

Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, в свою очередь, также позитивно оценивает диалог между властями и нефтяниками, так что, похоже, сейчас для компаний торг уместен. Ведь на кону — 100 руб. за литр.

По некоторым оценкам, благодаря действию соглашения между нефтяниками и правительством розничная стоимость топлива с начала года выросла чуть больше чем на 1%, в то время как за 2018-й бензин подорожал на 9%. 

Источник: Коммерсантъ FM, 22.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики