Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Заморозка цен на топливо продлена до июля

Заморозка цен на топливо продлена до июля

По словам отвечающего за ТЭК вице-премьера Дмитрия Козака, за это время будет подготовлен законопроект, который будет регулировать и устанавливать лицензирование экспорта

По действующему соглашению с правительством нефтяники обязались до конца марта сдерживать цены на АЗС. Благодаря этому розничная цена топлива с начала года выросла всего на 1%. В четверг действие договоренностей было решено продлить еще на три месяца.

Нефтяники недовольны. И на это у них есть основания. С января выросли налоги, причем акцизы — в полтора раза. При этом именно они определяют стоимость топлива в рознице, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев:

«У нас в прошлом году доля налогов в розничной цене бензина составляла 71%. В этом году доля налогов в розничной цене бензина выросла до 75%. Сейчас она составляет три четверти. Фактически главным налогом, который вырос, является акциз. Акциз платят нефтеперерабатывающие заводы, и благодаря тому, что акциз вырос на 50% с нового года, а цены были зафиксированы, производство и продажа бензина у нас убыточна. В настоящий момент производство и продажа каждого литра бензина приносит 7 рублей убытка». 

То, что большая часть стоимости топлива, — налоги, это правда. Но при этом, эта стоимость зависит и от мировых цен на нефть. Это хорошо показал прошлый год. Нефтяники, пользуясь тем, что нефть дорогая, а рубль слабый, резко нарастили долю экспорта. Из-за этого на внутреннем рынке образовался дефицит, а бензин подорожал. По этой причине, когда компании заявляют, что производство топлива из-за высоких налогов стало убыточным, им, как правило, указывают на то, что в прошлом году они получили большую экспортную прибыль. И таким образом с лихвой покрыли убытки.

Но если так, то надо честно сказать, что продажа бензина на внутреннем рынке — это социальная обязанность нефтяных компаний, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«В сегменте нефтепереработки действительно компании получают убыток. Может ли вертикально интегрированная компания закрыть этот убыток за счет экспорта сырой нефти? Да, конечно! Это и происходит: при относительно дешевом рубле действительно компании получают неплохую выручку, и это позволяет им не повышать стоимость бензина на внутреннем рынке. Поэтому это опять же как посмотреть на эту ситуацию: если посмотреть в целом и сказать: ну вы богатеете? Ну тогда надо честно признать, что регулирование отрасли является не рыночным абсолютно. Давайте мы зафиксируем, что переработка и продажа бензина является вашей социальной обязанностью. Мы больше не будем смотреть на эту историю как на бизнес. Это ваши социальные обязательства. Считайте, что это право за экспорт сырой нефти».

То, что цена на топливо социально значима, никто и не отрицает. Именно поэтому правительство пытается сделать так, чтобы продавать бензин внутри страны стало выгодным.

Кабмин допускает возможность корректировки механизма компенсации нефтяникам за поставку топлива на внутренний рынок. Уровень цены, от которой рассчитывается эта компенсация, предлагается снизить с 56 тысяч рублей за тонну до 51 тысячи.

При нынешней цене отсечения нефтяникам приходится самим доплачивать в бюджет. Если же планка снизится, то они смогут компенсировать до половины потерь от реализации топлива на внутреннем рынке, считают эксперты.

Встретиться с представителями нефтяных компаний и обсудить с ними предложения правительства Дмитрий Козак планирует на следующей неделе. 

Источник: BFM.RU, 22.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики