Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Введение лицензий на экспорт нефти станет первым шагом к стабилизации цен на топливо

Введение лицензий на экспорт нефти станет первым шагом к стабилизации цен на топливо

Введение лицензирования на экспорт нефтепродуктов является абсолютно правильным решением со стороны российского правительства – считает первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин. 

Отметим, что заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак заявил, что кабинет министров по итогам совещания от 21 марта принял решение ввести лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов для регулирования поставок топлива на внутренний рынок. Это нужно сделать для того, чтобы не допустить в России роста розничных цен на топливо и другие базовые нефтепродукты.

Козак отметил, что правительство РФ будет двигаться в сторону подготовки соответствующего федерального закона.

Это решение позволит удержать розничные цены

«Эти действия будут направлены на защиту российского внутреннего рынка, чтобы он не оголился, и мы не получили из-за этого дефицит нефтепродуктов, и, соответственно, опережающий инфляцию рост цен на бензин и дизельное топливо», - констатирует Ашихмин.

Как замечает эксперт, это решение позволит нам рассчитывать на то, что российский внутренний рынок будет стабильно наполнен. Теперь не будет дефицита нефтепродуктов, а, значит, не будет и фактора, который гарантированно потянет вверх розничные цены. 

«Повышения розничных цен на топливо нам бы, естественно, не хотелось видеть категорически, поэтому данное решение было принято не спонтанно, и здесь сыграло то обстоятельство, что закончилось соглашение, которое было заключено с нефтяными компаниями. Так что, это дает правительству РФ возможность контролировать ситуацию на нашем внутреннем рынке», - заключает Ашихмин.

По словам Олега Борисовича, в качестве главной задачи правительство РФ ставит стабилизацию цен на топливо в России, чтобы рост на него не превышал показателей среднегодовой инфляции, а это чрезвычайно важно для российского народного хозяйства.

Ведь если этот вопрос не решать и дать «налоговому маневру» истощить российский внутренний рынок, то это приведет к росту цен на топливо в России, а, значит, и к удорожанию товаров и услуг,  и затем к еще большему разгону инфляции. Текущая политика правительства РФ в основе своей ставит таргетирование инфляции, поэтому неудивительно, что по этому вопросу принимаются радикальные меры.

«И это новый опыт для нашей страны, поскольку раньше данный вопрос никогда так не ставился и не решался в ручном режиме, поэтому те предложения, которые сейчас озвучиваются правительством РФ, предлагаются впервые. Более того, они направлены на то, чтобы решить проблему с внутренним рынком и обеспечить его нужным количеством нефтепродуктов», - резюмирует Ашихмин.

Олег Борисович уверен, что правительство РФ здесь все делает правильно, а как это будет работать, может показать только время. 

Есть вопросы по лицензированию

Интересно также то, что Козак заметил, что введение лицензирования не будет означать ограничений на экспорт нефти.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной экономической безопасности Александр Пасечник в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что в данном решении особый вопрос вызывает стоимость такого лицензирования.

«Вопрос о стоимости лицензии пока не звучал, поэтому вопрос в том, а какие будут юридические нормы, чтобы такую лицензию получить – что это будет, масштаб компании, роль или доля ее на рынке. Это будут только вертикально-интегрированные нефтяные компании или нет, т.е, по сути, трейдинговый бизнес попирается, вследствие чего, здесь будут какие-то прямые линии», - констатирует Пасечник.

Еще возможен вариант с ограниченным количеством игроков на рынке, поэтому, как считает Александр Михайлович, сам предмет лицензирования ситуации не меняет. К тому же, если кого-то ограничить внутренним рынком, нельзя рассчитывать на то, что это сразу даст результат, поэтому введение лицензирования не решит проблему, которая стоит перед российским топливным рынком. 

«Здесь можно вспомнить другие предложения – о разделении ВИНКов, т.е. вертикально-интегрированных компаний, чтобы выделить сети, что действительно может как-то повысить уровень конкуренции в данной отрасли», - заключает Пасечник.

По мнению эксперта, здесь есть противоречие – об ограничительных пошлинах Козак не говорил, а соглашение между правительством РФ и нефтяниками действует до 31 марта. При этом, стоит задача заморозки розничных цен на топливо до конца текущего года.

«Рынок должен уложиться в инфляционные ожидания по году, а ограничения по насыщению рынка действуют только до конца марта. Пролонгации предыдущего соглашения пока, вроде как, не следует. Так что, здесь немало неясностей, поэтому не исключено, что 31 марта правительство РФ проведет новое собрание с нефтяниками по данному вопросу», - резюмирует Пасечник.

Также не нужно забывать про то, что нефть сейчас опять пошла в гору, причем конъюнктурный тренд является нарастающим, а само дело идет к рубежу в 70 долларов за баррель, и это говорит о том, что демпфер скоро начнет работать на нефтяников. 

«Все это говорит о том, что нефтяному сектору понадобится еще одна редакция данных обсуждений», - констатирует Пасечник.

Соответственно, нужно сделать вывод, что борьба за уровень цен на топливо в России будет основной темой работы правительства РФ на протяжении всего текущего года, причем данное решение кабинета министров является здесь только началом.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 21.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики