Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Введение лицензий на экспорт нефти станет первым шагом к стабилизации цен на топливо

Введение лицензий на экспорт нефти станет первым шагом к стабилизации цен на топливо

Введение лицензирования на экспорт нефтепродуктов является абсолютно правильным решением со стороны российского правительства – считает первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин. 

Отметим, что заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак заявил, что кабинет министров по итогам совещания от 21 марта принял решение ввести лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов для регулирования поставок топлива на внутренний рынок. Это нужно сделать для того, чтобы не допустить в России роста розничных цен на топливо и другие базовые нефтепродукты.

Козак отметил, что правительство РФ будет двигаться в сторону подготовки соответствующего федерального закона.

Это решение позволит удержать розничные цены

«Эти действия будут направлены на защиту российского внутреннего рынка, чтобы он не оголился, и мы не получили из-за этого дефицит нефтепродуктов, и, соответственно, опережающий инфляцию рост цен на бензин и дизельное топливо», - констатирует Ашихмин.

Как замечает эксперт, это решение позволит нам рассчитывать на то, что российский внутренний рынок будет стабильно наполнен. Теперь не будет дефицита нефтепродуктов, а, значит, не будет и фактора, который гарантированно потянет вверх розничные цены. 

«Повышения розничных цен на топливо нам бы, естественно, не хотелось видеть категорически, поэтому данное решение было принято не спонтанно, и здесь сыграло то обстоятельство, что закончилось соглашение, которое было заключено с нефтяными компаниями. Так что, это дает правительству РФ возможность контролировать ситуацию на нашем внутреннем рынке», - заключает Ашихмин.

По словам Олега Борисовича, в качестве главной задачи правительство РФ ставит стабилизацию цен на топливо в России, чтобы рост на него не превышал показателей среднегодовой инфляции, а это чрезвычайно важно для российского народного хозяйства.

Ведь если этот вопрос не решать и дать «налоговому маневру» истощить российский внутренний рынок, то это приведет к росту цен на топливо в России, а, значит, и к удорожанию товаров и услуг,  и затем к еще большему разгону инфляции. Текущая политика правительства РФ в основе своей ставит таргетирование инфляции, поэтому неудивительно, что по этому вопросу принимаются радикальные меры.

«И это новый опыт для нашей страны, поскольку раньше данный вопрос никогда так не ставился и не решался в ручном режиме, поэтому те предложения, которые сейчас озвучиваются правительством РФ, предлагаются впервые. Более того, они направлены на то, чтобы решить проблему с внутренним рынком и обеспечить его нужным количеством нефтепродуктов», - резюмирует Ашихмин.

Олег Борисович уверен, что правительство РФ здесь все делает правильно, а как это будет работать, может показать только время. 

Есть вопросы по лицензированию

Интересно также то, что Козак заметил, что введение лицензирования не будет означать ограничений на экспорт нефти.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной экономической безопасности Александр Пасечник в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что в данном решении особый вопрос вызывает стоимость такого лицензирования.

«Вопрос о стоимости лицензии пока не звучал, поэтому вопрос в том, а какие будут юридические нормы, чтобы такую лицензию получить – что это будет, масштаб компании, роль или доля ее на рынке. Это будут только вертикально-интегрированные нефтяные компании или нет, т.е, по сути, трейдинговый бизнес попирается, вследствие чего, здесь будут какие-то прямые линии», - констатирует Пасечник.

Еще возможен вариант с ограниченным количеством игроков на рынке, поэтому, как считает Александр Михайлович, сам предмет лицензирования ситуации не меняет. К тому же, если кого-то ограничить внутренним рынком, нельзя рассчитывать на то, что это сразу даст результат, поэтому введение лицензирования не решит проблему, которая стоит перед российским топливным рынком. 

«Здесь можно вспомнить другие предложения – о разделении ВИНКов, т.е. вертикально-интегрированных компаний, чтобы выделить сети, что действительно может как-то повысить уровень конкуренции в данной отрасли», - заключает Пасечник.

По мнению эксперта, здесь есть противоречие – об ограничительных пошлинах Козак не говорил, а соглашение между правительством РФ и нефтяниками действует до 31 марта. При этом, стоит задача заморозки розничных цен на топливо до конца текущего года.

«Рынок должен уложиться в инфляционные ожидания по году, а ограничения по насыщению рынка действуют только до конца марта. Пролонгации предыдущего соглашения пока, вроде как, не следует. Так что, здесь немало неясностей, поэтому не исключено, что 31 марта правительство РФ проведет новое собрание с нефтяниками по данному вопросу», - резюмирует Пасечник.

Также не нужно забывать про то, что нефть сейчас опять пошла в гору, причем конъюнктурный тренд является нарастающим, а само дело идет к рубежу в 70 долларов за баррель, и это говорит о том, что демпфер скоро начнет работать на нефтяников. 

«Все это говорит о том, что нефтяному сектору понадобится еще одна редакция данных обсуждений», - констатирует Пасечник.

Соответственно, нужно сделать вывод, что борьба за уровень цен на топливо в России будет основной темой работы правительства РФ на протяжении всего текущего года, причем данное решение кабинета министров является здесь только началом.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 21.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики