Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газообразные обещания

Газообразные обещания

Почему новые предложения России Украине не стоит понимать буквально

Неожиданные заявления главы «Газпрома» Алексея Миллера о готовности начать поставки напрямую Украине по сниженной цене, войти в консорциум по управлению ее газотранспортной системой и продлить транзитный контракт обусловлены политическим моментом и на деле малореализуемы, считают источники “Ъ” и эксперты. Контракты на поставку и транзит газа нуждаются в полном обновлении. Причем ключевой вопрос транзита невозможно рассматривать в отрыве от долгосрочной концепции развития самого «Газпрома», по которой сохранение существенных объемов прокачки через Украину — лишь временное решение.

Россия готова предложить Украине дешевый газ и продление транзита при условии улучшения отношений — таков главный посыл встречи 22 марта украинских политиков Виктора Медведчука и кандидата в президенты Украины Юрия Бойко с премьером РФ Дмитрием Медведевым. Присутствовавший на встрече глава «Газпрома» Алексей Миллер заверил, что готов продлить транзитный контракт с Украиной, снизить цену на газ в рамках прямых поставок минимум на 25% и войти в консорциум по управлению газотранспортной системой страны (ГТС).

Участники рынка и аналитики сходятся во мнении, что обещания носят политический характер, связаны с президентскими выборами на Украине 31 марта и трудновыполнимы. Политические условия для их реализации сомнительны, поскольку господин Бойко имеет мало шансов на победу на выборах, отмечает Алексей Гривач из ФНЭБ. «Это, скорее, послание со стороны российского правительства, что мы готовы договариваться»,— говорит он.

Собеседники “Ъ” в отрасли, в том числе в «Газпроме», вообще называют перспективу возвращения к «старым временам» опасной иллюзией.

«Статус-кво в газовых отношениях России и Украины полностью разрушен, все основополагающие принципы контрактов 2009 года поставлены под сомнение или уже прямо отброшены»,— поясняет один из источников “Ъ”.

Не решен основополагающий вопрос: газ «Газпрома» для Украины должен стоить дороже, чем для клиентов в Западной Европе, или дешевле. Сейчас «Нафтогаз» де-факто закупает его дороже (цена в Германии плюс транспортировка): в 2018 году средняя цена импорта газа на Украину, по данным Госстата, составила $300 за 1 тыс. кубометров, тогда как средняя цена экспорта «Газпрома» в дальнее зарубежье — $248 за 1 тыс. кубометров. «То, что предлагает Алексей Миллер, похоже на скидку для Дмитрия Фирташа в 2013 году (составила около 35% к цене для “Нафтогаза”.— “Ъ”), это несистемное решение, и любая цена при таком подходе будет казаться несправедливой»,— полагает другой собеседник “Ъ”.

Но ключевой вопрос касается транзита. Предложение Алексея Миллера продлить транзитный контракт выглядит тем более странно, что сейчас сам «Газпром» принудительно разрывает это соглашение через Стокгольмский арбитраж. Решение расторгнуть контракт было вызвано вердиктом арбитража в феврале 2018 года по иску «Нафтогаза»: суд счел, что в соглашении есть обязательство «Газпрома» по прокачке минимального годового объема 110 млрд кубометров, и насчитал компании $4,6 млрд штрафа за его невыполнение. То есть старый транзитный контракт «Газпром» не может выполнять ни юридически, ни физически (с учетом строительства нескольких новых газопроводов в Европу компания не собирается в будущем прокачивать через Украину 110 млрд кубометров газа в год).

По данным “Ъ”, предлагая продлить контракт, Алексей Миллер имел в виду его структуру (двустороннее соглашение между компаниями) и уровень платы за транзит. Объем транзита должен быть серьезно снижен с текущих 80–90 млрд кубометров, а срок действия самого соглашения остается открытым вопросом.

Краткосрочно «Газпрому» нужна Украина только до вывода газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» на полную мощность, что должно произойти не позднее осени 2022 года. В более долгосрочной перспективе, учитывая перенос центра газодобычи на Ямал и строительство новых ниток северного газотранспортного коридора, украинское направление транспортировки как существенно более длинное обречено экономически проигрывать северному маршруту, об этом неоднократно заявлял Алексей Миллер. С этой точки зрения, подчеркивают источники “Ъ”, возможное участие «Газпрома» в консорциуме по украинской ГТС, особенно если оно предполагает какие-то инвестиции, выглядит неочевидным.

Автор: Юрий Барсуков 

Источник: Коммерсантъ, 25.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики