Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газообразные обещания

Газообразные обещания

Почему новые предложения России Украине не стоит понимать буквально

Неожиданные заявления главы «Газпрома» Алексея Миллера о готовности начать поставки напрямую Украине по сниженной цене, войти в консорциум по управлению ее газотранспортной системой и продлить транзитный контракт обусловлены политическим моментом и на деле малореализуемы, считают источники “Ъ” и эксперты. Контракты на поставку и транзит газа нуждаются в полном обновлении. Причем ключевой вопрос транзита невозможно рассматривать в отрыве от долгосрочной концепции развития самого «Газпрома», по которой сохранение существенных объемов прокачки через Украину — лишь временное решение.

Россия готова предложить Украине дешевый газ и продление транзита при условии улучшения отношений — таков главный посыл встречи 22 марта украинских политиков Виктора Медведчука и кандидата в президенты Украины Юрия Бойко с премьером РФ Дмитрием Медведевым. Присутствовавший на встрече глава «Газпрома» Алексей Миллер заверил, что готов продлить транзитный контракт с Украиной, снизить цену на газ в рамках прямых поставок минимум на 25% и войти в консорциум по управлению газотранспортной системой страны (ГТС).

Участники рынка и аналитики сходятся во мнении, что обещания носят политический характер, связаны с президентскими выборами на Украине 31 марта и трудновыполнимы. Политические условия для их реализации сомнительны, поскольку господин Бойко имеет мало шансов на победу на выборах, отмечает Алексей Гривач из ФНЭБ. «Это, скорее, послание со стороны российского правительства, что мы готовы договариваться»,— говорит он.

Собеседники “Ъ” в отрасли, в том числе в «Газпроме», вообще называют перспективу возвращения к «старым временам» опасной иллюзией.

«Статус-кво в газовых отношениях России и Украины полностью разрушен, все основополагающие принципы контрактов 2009 года поставлены под сомнение или уже прямо отброшены»,— поясняет один из источников “Ъ”.

Не решен основополагающий вопрос: газ «Газпрома» для Украины должен стоить дороже, чем для клиентов в Западной Европе, или дешевле. Сейчас «Нафтогаз» де-факто закупает его дороже (цена в Германии плюс транспортировка): в 2018 году средняя цена импорта газа на Украину, по данным Госстата, составила $300 за 1 тыс. кубометров, тогда как средняя цена экспорта «Газпрома» в дальнее зарубежье — $248 за 1 тыс. кубометров. «То, что предлагает Алексей Миллер, похоже на скидку для Дмитрия Фирташа в 2013 году (составила около 35% к цене для “Нафтогаза”.— “Ъ”), это несистемное решение, и любая цена при таком подходе будет казаться несправедливой»,— полагает другой собеседник “Ъ”.

Но ключевой вопрос касается транзита. Предложение Алексея Миллера продлить транзитный контракт выглядит тем более странно, что сейчас сам «Газпром» принудительно разрывает это соглашение через Стокгольмский арбитраж. Решение расторгнуть контракт было вызвано вердиктом арбитража в феврале 2018 года по иску «Нафтогаза»: суд счел, что в соглашении есть обязательство «Газпрома» по прокачке минимального годового объема 110 млрд кубометров, и насчитал компании $4,6 млрд штрафа за его невыполнение. То есть старый транзитный контракт «Газпром» не может выполнять ни юридически, ни физически (с учетом строительства нескольких новых газопроводов в Европу компания не собирается в будущем прокачивать через Украину 110 млрд кубометров газа в год).

По данным “Ъ”, предлагая продлить контракт, Алексей Миллер имел в виду его структуру (двустороннее соглашение между компаниями) и уровень платы за транзит. Объем транзита должен быть серьезно снижен с текущих 80–90 млрд кубометров, а срок действия самого соглашения остается открытым вопросом.

Краткосрочно «Газпрому» нужна Украина только до вывода газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» на полную мощность, что должно произойти не позднее осени 2022 года. В более долгосрочной перспективе, учитывая перенос центра газодобычи на Ямал и строительство новых ниток северного газотранспортного коридора, украинское направление транспортировки как существенно более длинное обречено экономически проигрывать северному маршруту, об этом неоднократно заявлял Алексей Миллер. С этой точки зрения, подчеркивают источники “Ъ”, возможное участие «Газпрома» в консорциуме по украинской ГТС, особенно если оно предполагает какие-то инвестиции, выглядит неочевидным.

Автор: Юрий Барсуков 

Источник: Коммерсантъ, 25.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики