Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович: компромисс с нефтяными компаниями обеспечит стабильность топливных цен в России

Митрахович: компромисс с нефтяными компаниями обеспечит стабильность топливных цен в России

Соглашение между ведущими нефтяными компаниями и правительством РФ необходимо для сохранения нормального уровня цен на топливо на российском внутреннем рынке – считает эксперт по энергетике Станислав Митрахович

Текущая система регулирования цен на бензин будет сохранена в России

Дело в том, что заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак сообщил сегодня, что кабинет министров и нефтяники договорились продлить соглашение о стабилизации цен на топливо в России, которое до этого действовало только до первого апреля.

При этом, как заметил Козак, нормы поставок нефти на внутренний рынок в новом варианте соглашения будут уменьшены. Впрочем, все принципиальные моменты, которые были обозначены в дискуссии в рамках правительства РФ, учтены в этом соглашении.

Ведущий эксперт Фонд национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что это связано с российскими топливными ценами.

«Соглашение, о котором заявил Козак, касается внутреннего российского рынка топлива. Просто с окончанием текущего месяца подойдет к концу срок предыдущего соглашения, которое было заключено осенью прошлого года по заморозке цен на внутреннем российском рынке. Согласно нему, российские нефтяные компании обязались не поднимать розничные цены на бензин», - констатирует Митрахович

Это очень важное соглашение для российской экономики, ведь стоимость бензина и дизельного топлива включена практически в любой товар или услугу в России, поэтому если начнется рост цен на топливо, то это однозначно приведет к разгону инфляции.

По этой причине президент РФ Владимир Путин поставил перед правительством РФ задачу держать цены на топливо на приемлемом уровне и не допускать того, чтобы они росли выше инфляции, которая в 2019 году ожидается на уровне в 6 процентов годовых.

«В ответ на это соглашение с нефтяниками правительство РФ обязалось не вводить экспортные заградительные пошлины, которые бы снизили рентабельность экспорта нефти в условиях проведения в России налогового маневра. Это также является следствием того, что компенсационные механизмы в контексте налогового маневра сработали не очень хорошо», - заключает Митрахович.

Речь здесь идет об обратном акцизе и демпфирующей надбавке, которые не стали для производителей топлива адекватной компенсацией за то, что в России началась отмена экспортной пошлины на нефть и замена всей фискальной нагрузки на единый НДПИ. 

Это в течение шести лет сделает одинаковой внутреннюю и экспортную стоимость нефти в России, и это, естественно, уже обозначило проблему, когда экспорт нефти становится более рентабельным предприятием, чем ее переработка внутри России. Именно это привело к риску роста цен на нефть, поскольку в рамках такой системы координат общее предложение нефти на внутреннем рынке РФ обязательно снизится.

«Специфика демпфера здесь вообще привела к тому, что нефтяные компании должны были делать дополнительные выплаты из своего бюджета, из-за чего данная компенсационная мера привела к обратным результатам», - резюмирует Митрахович.

По словам Станислава Павловича, демпфер рассчитывался из индикативной цены, на основании которой затем рассчитывалась экспортная цена, причем реальная ситуация на рынке противоречит данным расчетам, что и привело к недовольству нефтяных компаний.

«В результате, данное соглашение продлевается на второй квартал 2019 года, и в этот период российские нефтяные компании не будут иметь возможности увеличить розничные цены на российском внутреннем рынке. Возможно, что здесь будут даны какие-то послабления касательно объемов поставок нефти на внутренний рынок, но, в целом, этот режим полностью сохраняется», - констатирует Митрахович

Это позитивное решение для экономики РФ

Как замечает эксперт, нефтяные компании скоро столкнутся с очередной проблемой, которая называется лицензированием экспорта, т.е. вполне возможно, что экспортные поставки нефти вообще будут осуществляться только теми структурами, кто получит особое разрешение.

«Данное обстоятельство устраивает крупные нефтяные компании, но, наверняка, вызовет обеспокоенность малых и средних структур, у которых нет своей переработки, из-за чего они будут вынуждены просто сдавать свою добычу нефти», - заключает Митрахович.

В целом, это решение нужно оценивать, как компромисс, поскольку здесь нет идеального выхода из ситуации. Кто-то, в любом случае, должен будет платить, причем издержки здесь могут пасть только на бюджет, нефтяные компании или конечного потребителя.

«Увеличение цен на нефть является социально опасной штукой. Кроме того, это не выгодно многим бизнесам, которые работают на дешевом бензине, поэтому любое подорожание приведет здесь к значительным сложностям. К примеру, в соседней Украине стоимость бензина где-то один евро, что на 20 рублей меньше российского расклада цен на топливо», - резюмирует Митрахович

Так что, перекладывать нагрузку на население правительство РФ не хочет и продолжит делать так в отношении нефтяных компаний.

«Другой вопрос, что здесь должен быть компромисс, поскольку, в противном случае, можно создать условия, когда переработка нефти в России станет невыгодной, с чем уже нельзя будет бороться подобными методами», - констатирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 26.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики