Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина нащупала слабое место «Газпрома» в Европе

Украина нащупала слабое место «Газпрома» в Европе

Не успел МИД Венгрии сообщить о гарантиях «Газпрома» поставлять газ даже в случае, если российско-украинский контракт не будет продлен, как свое слово сказал Киев. В «Укртрансгазе» заявили, что угроза прекращения транзита существует, и предложили Венгрии и другим странам Европы заранее закупить больше газа и закачать его в украинские хранилища, чтобы гарантировать бесперебойное газоснабжение. Эксперты отмечают, что венгерское направление — самое уязвимое в случае эскалации конфликта и именно оно может пострадать, если этой зимой транзит российского газа через Украину будет прекращен.

Следующая зима может стать целым испытанием для «Газпрома». 1 января 2020 года заканчивается контракт на транзит газа через Украину, а сухопутные продолжения «Турецкого потока» и «Северного потока-2» лишь через год выйдут на полную мощность. В результате российский холдинг не сможет поставить по обходным маршрутам 20−30 млрд кубометров газа. При этом перспективы продления российско-украинского контракта туманны из-за решений Стокгольмского арбитража в частности и политического противостояния в целом. Ситуация вряд ли изменится даже после выборов президента и парламента Украины. По идее, «Газпром» может и без контракта заказывать транзит через Украину, однако в последнее время появляется все больше подтверждений, что окончательное решение могут принимать в Вашингтоне. США, в отличие от Европы, никак не зависят от поставок российского газа и в определенной ситуации заинтересованы в эскалации конфликта и представлении России как ненадежного поставщика.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что заявление «Укртрансгаза» — очень плохой сигнал европейцам. «Украина готовится реализовать так называемый план Б, который они, по их собственному признанию, обсуждают с США, сорвать транзит российского газа в Европу предстоящей зимой», — говорит эксперт.

Потребление в течение года неравномерно и его пик традиционно приходится на зиму. Именно в это время может быть самый высокий отбор газа из хранилищ и максимально высокими текущие поставки российского газа. Этой, кстати, теплой зимой транзит через Украину с 1 января по 24 марта составил 19 млрд кубометров. Если такие объемы сохранятся, то 4 млрд кубометров можно будет подать по «Турецкому потоку» — в Турцию, Болгарию, Македонию и Сербию. Еще 6 млрд — по «Северному потоку-2», который не сможет работать более чем в полсилы, так как еще не завершат сухопутное продолжение, Eugal. Теоретически остальные 10 млрд можно заранее закачать в европейские хранилища, в которых хватит свободного места и мощности для таких объемов. Однако разветвленной газовой инфраструктурой располагает Северная Европа, но никак не Центральная и Восточная. Продление «Турецкого потока» до Венгрии из Сербии и закольцевание с соедними странами ожидается только в 2021—2022 годах. И в пики потребления именно венгерское направление может испытать дефицит газа, если российский транзит через Украину остановится. Не случайно в «Укртрансгазе» заметили, что из Австрии в Венгрию можно подавать не больше 15 млн кубометров в сутки, в то время как из Украины — до 68 млн. В январе-марте поставки из Австрии находились на уровне около 14 млн кубометров, а из Украины Венгрия получала до 25 млн кубометров в сутки. Из украинского объема можно убрать 11 млн, которые поставлялись в Сербию. С января она должна начать получать газ из «Турецкого потока». Дополнительно до 4 млн кубометров в сутки смогут дать два венгерских подземных хранилища, которые работали этой зимой в полмощности и были заполнены наполовину перед началом отопительного сезона. В результате образуется дефицит в 9 млн кубометров в сутки и он может ударить не только по Венгрии, но и Хорватии, которая получает российский газ через соседнюю страну.

Безусловно, заявление «Укртрансгаза» может быть ничем иным как попыткой заработать на страхах европейцев перед «российской угрозой». В официальном сообщении оператор украинской ГТС рассказал, что может обеспечить европейским заказчикам хранение около 12 млрд кубометров в подземных газовых хранилищах с максимальным суточным отбором в 260 млн кубометров. Однако в последнее время в Киеве уж слишком часто говорят не о том, что необходимо договариваться с «Газпромом», а о возможности прекращения транзита российского газа вообще.

При этом американское влияние на нефтегазовый сектор на Украине уже и не скрывается. Так, премьер-министр Владимир Гройсман уже давно недолюбливает главу «Нафтогаза Украины» Андрея Коболева, который на посту руководителя так и не выполнил поставленных задач, например, по увеличению добычи газа. И в марте, когда истекает контракт председателя правления нацкомпании, глава правительства объявил о конкурсе на должность главы «Нафтогаза Украины». Наблюдательный совет компании из западных представителей, тем временем, уже продлил контракт Андрея Коболева. В ответ Кабинет Министров Украины внес изменения в устав «Нафтогаза Украины». По словам главы Минэнерго Игоря Насалика, они предполагают, что председатель правления теперь будет избираться без представления членов наблюдательного совета, а само акционерное общество из публичного превратится в частное. В результате украинскому правительству удалось добиться компромисса, но условного: контракт с Андреем Коболевым продлевается, но снижается зарплата и в течение года он обязан выполнить условия, среди которых в том числе сохранение транзита российского газа. Не успели на Украине рассказать о «самоуправстве» правительства с национальной компанией, которая подчинена ему, как получили публичный нагоняй из американского посольства. «Мы внимательно изучаем неожиданные изменения в уставе „Нафтогаза“ и обеспокоены возможными последствиями этих изменений», — говорилось в сообщении посольства США на Украине.

В нынешней ситуации с неопределенностью транзита свое слово должна сказать Европа, считает замдиректора ФНЭБ. Евросоюз как никто другой заинтересован в бесперебойных поставках российского газа, в том числе через Украину. «Почему мы должны это делать, если нашими европейскими партнёрами заявлено два тезиса: Украина — надежный транзитер газа и транзит должен сохраниться», — говорит Алексей Гривач. Следующий раунд трехсторонних переговоров ЕС-Россия-Украина о транзите российского газа запланирован на май.

Источник: EADaily, 26.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики