Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия увязла в тяжелой нефти

Россия увязла в тяжелой нефти

Существенное падение цен на газ поставило под сомнение рентабельность разработки Штокмановского месторождения. Эксперты полагают, что экономический кризис затруднит освоение углеводородных ресурсов не только в Баренцовом море, но и на юге Восточной Сибири. Обеспечить нехватку ресурсов можно за счет нетрадиционных источников углеводородов, но их добычу тормозят отсутствие технологий и неэффективное налогообложение. В результате, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", Россия в обозримой перспективе может потерять контроль над своими энергоресурсами.

Штокмановское газоконденсатное месторождение с запасами более 3 триллионов кубометров газа и 27 миллионов тонн нефти было открыто еще в 1988 году. Оно расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 600 километрах к северо-востоку от Мурманска. Однако к его реальному освоению Россия приступила лишь в 2000-е. Заявив о разработке месторождения, правительство исходило из того, что в ближайшие 10-12 лет потребность США (основной планируемый получатель запасов Штокмана) в газе увеличится в два раза, а цены будут стабильно расти.

Однако цены в Северной Америке и Великобритании практически рухнули, а спрос на газ в Евросоюзе в 2009 году сократился, по данным директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, на 7-8%.

Помимо экономического кризиса, считает руководитель Центра изучения энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова, на падение цен повлияла революция в технологиях по добыче нетрадиционных углеводородов. В частности, в США за последние полтора года в девять раз увеличилась добыча метана из рыхлых пород (shale), достигнув 9% в газовом балансе страны.

Американское Министерство энергетики утверждает, что запасы этого газа, сосредоточенного в трещинах твердых пород, огромны. Пробное бурение показало, что целесообразно его добывать и в Восточной Европе. Возможно, есть месторождения и в России, но об этом можно сказать лишь после определенных исследований. ОАО "Газпром", по словам эксперта, пока лишь внимательно изучает информацию и осмысливает заявленную американцами цену: 150 долларов за тысячу кубометров газа.

Заведующий лабораторией Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Георгий Булатов считает, что американцы блефуют. По его мнению, речь, скорее всего, идет о добыче газа из горючих сланцев методом бурения, применяемого при извлечении метана из угольных пластов. Если это так, то нарастить добычу за полтора года в девять раз нереально: слишком низкие там дебиты.

Российские аналитики, однако, относятся к сообщениям американского Министерства энергетики весьма серьезно. Татьяна Митрова полагает, что пока рано говорить о последствиях технологической революции в добыче газа, но влияние этого события на рынок углеводородов очевидно: потребность в импортном топливе в США сократилась, разработка Штокмана, скорее всего, будет перенесена на более поздний срок.

Аналитик ИГ "Октан" Максим Чернега в связи с этим замечает, что Штокмановское месторождение вообще может быть не освоено, если того не захотят иностранные партнеры России: страна не располагает ни финансами, ни технологиями разработки месторождений такого рода.

Доктор геолого-минералогических наук Вера Якуцени, между тем, прогнозирует скорый закат эры традиционных углеводородов. Выработка запасов нефти в целом по стране, утверждает главный специалист ФГУП "Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт", достигла 53%. Около 70% запасов в Западной Сибири - главной нефтеносной провинции РФ - сосредоточены в месторождениях с падающей добычей. Заключительный этап освоения углеводородов при текущих объемах добычи наступит через 20-40 лет - при условии существенного воспроизводства запасов. Однако уже давно добыча топлива опережает его прирост. 

В условиях падения добычи сырья, считает эксперт, необходимо серьезно заняться освоением нетрадиционных источников углеводородов. К таковым в России можно отнести добычу углеводородов из нефтегазоносных низкопроницаемых коллекторов, извлечение тяжелой нефти, а также газа из угольных пластов. В довольно значительных объемах данные ресурсы (за исключением угольного газа) расположены в Западной Сибири.

Тяжелые нефти, по данным проект-менеджера НижневартовскНИПИнефть Владимира Миргородского, есть в Нижневартовском районе Югры и на Ямале. Наиболее значимые месторождения - Русское, Ван-Еганское и Федоровское. Основная проблема, сдерживающая их освоение, - это транспортировка вязкой нефти. Вариантов решения данной задачи немного: либо смешивать ее с обычной нефтью и направлять в трубопровод, либо перерабатывать на битумном заводе. Несколько лет назад власти Югры объявили, что в регионе будет построен современный завод по производству битумов.  

Поскольку самый большой опыт по подъему вязкой нефти имеет British Petroleum, именно эту компанию и пригласили для освоения Ван-Еганского месторождения. Британцы, откачав обычную нефть, к извлечению вязкой так и не приступили. По словам В.Миргородского, специалисты BP сказали, что в России нельзя применить методы, которые были использованы для аналогичной ситуации в США.

Технического решения подъема вязкой нефти нет до сих пор, и в ближайшие год-два, утверждает проект-менеджер НижневартовскНИПИнефть, проблема не решится. Соответственно, не построен и завод по переработке тяжелой нефти.

Вера Якуцени убеждена, что разработку нетрадиционных источников углеводородов губит налоговое законодательство. Единая ставка для всех ресурсов и регионов привела, по мнению эксперта, к тому, что Кузбасс предпочел снабжаться природным газом из Западной Сибири, хотя у него имеются огромные запасы метана в угольных залежах.

Справедливости ради следует сказать, что ОАО "Газпром" уже приступило к бурению пластов: по словам помощника генерального директора ООО "Газпром добыча Кузнецк" Вячеслава Чворо, в декабре текущего года начнется официальная эксплуатация 7 скважин, газ из которых будет использоваться в качестве автомобильного топлива. В 2010 году количество скважин планируют довести до 1000, предусматривая его поставку на электростанции. Но объемы добычи все равно будут незначительными: лишь в далекой перспективе компания планирует извлекать 4 миллиарда кубометров в год.

Эксперты полагают, что Газпром не заинтересован в разработке нетрадиционного источника углеводородов, что неизбежно приведет к сворачиванию проекта. Член-корреспондент РАН Владимир Каширцев вообще говорит о добыче метана из угольных пластов в Кузнецке в прошедшем времени: "В мире очень серьезно занимаются этим направлением. У нас тоже была программа. Пока еще не померла".

Георгий Булатов, между тем, подчеркивает, что проект в любом случае перспективный: лучше использовать местные источники топлива, чем тянуть трубу с Ямала. Естественно, успешным эксперимент будет лишь в случае корректировки законодательства и при наличии технологий для разработки мелких месторождений.

В России, однако, вряд ли найдутся сегодня силы, способные всерьез заняться разработкой технологий освоения нетрадиционных ресурсов углеводородов. Владимир Миргородский говорит, что в Югре в первоочередном порядке уделяется внимание не вязкой нефти, а переработке попутного нефтяного газа. Правительством страны определены конкретные сроки, когда должно утилизироваться до 95% этого газа. В связи с этим необходимо найти сотни миллиардов рублей и решить массу технических и организационных задач.

Комплекс проблем, стоящий сегодня перед Россией, не позволит, полагают эксперты, укрепить сырьевую базу страны до 2030 года, что предписывает Энергетическая стратегия РФ. Для этого у страны нет необходимых капиталов и технологий. Опыт же освоения Штокмана и месторождений вязкой нефти показал, что иностранные компании не будут передавать их россиянам в ущерб собственным интересам.

Это означает, что в среднесрочной перспективе Россия либо столкнется с дефицитом углеводородов, либо будет вынуждена передать добычу собственных ресурсов технически продвинутым иностранным компаниям. Любой из этих сценариев поставит крест на амбициях страны, претендующей на статус энергетической державы мира.

Автор: Владимир Терлецкий

Источник: RusBusinessNews, 02.11.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики