Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Липовый» маршрут: Дания и Польша вместе затягивают «Северный поток-2»

«Липовый» маршрут: Дания и Польша вместе затягивают «Северный поток-2»

Копенгаген и Варшава сыграли «в четыре руки», чтобы затянуть строительство «Северного потока-2». Вчера пресс-служба «Нафтогаза Украины» радостно сообщила, что Датское энергетическое агентство (DEA) отказало в согласовании альтернативного маршрута, с севера от острова Борнхольм. В Nord Stream 2 AG опровергли сообщение, пояснив, что регулятор попросил добавить еще и экологическое заключение по третьему возможному маршруту — с юга от острова Борнхольм, в экономической зоне Дании. В DEA подтвердили эту информацию, а глава пресс-службы агентства Туре Фальбе-Хансен рассказал РИА Новости, что при выборе маршрута газопровода «Северный поток-2» необходимо учитывать запасы химоружия, затопленные возле острова Борнхольм.

Такое развитие ситуации, по мнению экспертов, действительно может затянуть реализацию проекта, так как потребует дополнительных расходов и новой экологической экспертизы, которая может занять до полугода. При этом, как пишут польские СМИ, против проекта балтийского газопровода Дания сыграла вместе с Польшей. Ранее две страны не могли разграничить территориальные воды из-за спора. Поэтому третьего маршрута не могло быть в принципе. Однако в конце февраля Копенгаген и Варшава неожиданно достигли консенсуса и DEA сообщило о подписании соглашения. В результате у Дании появился участок экономической зоны к югу от острова Борнхольм. Ранее Nord Stream 2 AG подал заявку на прокладку газопровода к югу от острова, но в территориальных водах Дании (12-мильной зоне от острова Борнхольм), так как таким образом проложен и первый «Северный поток». Однако датский парламент принял закон, позволяющий блокировать строительство газопроводов в целях национальной безопасности в территориальных водах, Датское энергетическое агентство затягивало с выдачей разрешения и Nord Stream 2 AG в августе прошлого года подал заявку на альтернативный маршрут — в обход острова с севера. После неожиданного разрешения территориального спора теперь появился и третий маршрут, который «Северному потоку-2» не нужен, но его оценку требует Датское энергетическое агентство.

Польское издание Biznesalert, тем временем, сообщило, что в его распоряжении оказалось письмо главы Nord Stream 2 AG Маттиаса Варнига к членам правления компании и опубликовало якобы его текст. «28 февраля DEA проинформировало, что ратификация соглашения, которое завершило территориальный спор между Польшей и Данией по участку к югу от острова Борнхольм, вынуждает их запросить у Nord Stream 2 AG предоставить Оценку экологического влияния по этому маршруту», — якобы говорится в письме. Там также указывается, что процедура требует еще и публичных слушаний, а после согласования Nord Stream 2 AG получит разрешение по… альтернативному северному маршруту.

Польское издание продолжает пересказывать текст письма и пишет, что Маттиас Варниг сообщает, что Nord Stream 2 AG может подать апелляцию до 23 апреля. Однако… «Эта процедура займет несколько месяцев и может быть опротестована снова. В результате, это может занять годы. В это время DEA может остановить рассмотрение южного маршрута (через территориальные воды)», — говорится в письме, которое приводит Biznesalert.

В Nord Stream 2 AG не стали комментировать публикацию в польском издании, а сообщили EADaily, что пока компания изучит запрос DEA и после этого примет решение о дальнейших шагах.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что решение Датского энергетического агентства — очередная попытка затянуть реализацию проекта. «Однако пока сложно оценить его последствия», — говорит эксперт.

Глава пресс-службы DEA Туре Фальбе-Хансен рассказал Reuters о том, что экологическую оценку должны оценить и соседние страны (читай, Польша), и ее согласование может занять несколько месяцев. «Но точно сказать невозможно», — пояснил Туре Фальбе-Хансен. 

С учетом того, что проведение экологической оценки может занять 3−6 месяцев, то согласование датского участка может произойти в октябре-декабре. Длина газопровода в территориальных водах Дании в обход Борнхольма с севера составит 175 километров и при скорости двух трубоукладчиков 3 километра в сутки строительство может занять около месяца. Еще месяц потребуется для пусконаладочных работ всего газопровода. В результате запуск «Северного потока-2» к 1 января 2020 года оказывается под угрозой.

Любопытно, что ранее, когда информация о решении Дании еще не была подтверждена, редактор Biznesalert написал, что задержка станет эффективной политикой Дании с участием Польши, которая является противником балтийского проекта и, вполне очевидно, пожертвовала территориальными претензиями в Балтийском море ради противодействия «Северному потоку-2».

В Варшаве еще не комментировали решение Датского энергетического агентства, однако новый посол Польши на Украине Бартош Цихоцкий уже написал в Twitter: «Хорошие новости для Украины и стран „Трех морей“: глава Nord Stream 2 AG подтвердил, что совместные усилия Польши и Дании способны отсрочить завершение трубопровода на годы».

Как писало EADaily, еще в октябре экс-премьер-министр Польши и глава комитета по энергетике, промышленности и исследованиям Европарламента Ежи Бузек заявил, что запуск «Северного потока-2» будет отложен на год — на конец 2020 года. «Кажется, что запуск газопровода уже откладывается на несколько месяцев. По точному анализу, который я недавно читал, он будет отложен на год и запуск в коммерческое использование произойдет в конце 2020 года», — сказал Ежи Бузек на III Международной конференции по энергетике, окружающей среде и сельскому хозяйству. Он, правда, не уточнил, идет ли речь о «работе» Дании и Польши по балтийскому морю или поправкам в Газовую директиву ЕС.

Напомним, что Дания осталась одной из пяти стран, которая еще не выдала разрешение на строительство «Северного потока-2» в своей экономической зоне Балтийского моря. Работы уже ведутся в секторах Швеции, Германии, Финляндии и России. Общая длина двух веток газопровода составит 2400 километров и более трети уже уложено.

Источник: EADaily, 28.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики