Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дания попала в патовую ситуацию из-за "Северного потока-2"

Дания попала в патовую ситуацию из-за "Северного потока-2"

Попытка Дании затянуть строительство газопровода «Северный поток-2» говорит о том, что она оказалась в патовой ситуации, считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. С одной стороны выдать разрешение на строительство - значит попасть под удар США, но если не выдать, то по сути себя дискредитировать и нарушить международные нормы. 

История согласования маршрута "Северного потока-2"

Затягивание Данией согласования маршрута «Северного потока-2» не повлияет на заявленные сроки реализации проекта, заявил журналистам в рамках Красноярского экономического форума (КЭФ) министр энергетики РФ Александр Новак. Как добавил министр, проект коммерческий, в нем заинтересованы европейские компании, европейские потребители, поэтому он реализуется и инвестируется в соответствии с планами и с дорожной картой.

«Дания рассчитывает, что рано или поздно от нее отстанут. Датские чиновники не раз говорили, что они представляют маленькую страну, поэтому России и США лучше всего самостоятельно разобраться со своим конфликтом. А вся история с затягиванием «Северного потока-2» началась именно с Вашингтона. В свое время госсекретарь США совершал турне по странам, которые должны были давать разрешение на прокладку газопровода  в своей зоне Балтийского моря.

В итоге Германия на давление США внимания не обратила и вслед за Россией выдала разрешение. Финляндия сказала, что раз соглашение выдали две страны, то и мы выдаем, тем более у нас нет формальных оснований для отказа. Швеция отбилась от США политизированным докладом о «русских ремонтниках газопровода» и угрозе захвата острова  Готланд, и впоследствии также выдала разрешение на строительство. Но Дания продолжает упорствовать», - отмечает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Отметим, что Дания является последней страной, которая не выдала России разрешение на строительства газопровода «Северный поток-2» в своих территориальных водах Балтийского моря. Формально Копенгаген должен был сделать это уже давно, причем поводов для отказа у него просто нет, однако две заявки России остаются неодобренными. Как предполагает Юшков, на датчан все это время либо оказывается очень жесткое давление со стороны США, или они просто неумело отбиваются от претензий Вашингтона. 

Патовая ситуация для Дании 

«Именно США заставили Данию принять закон, согласно которому они рассматривают поданные заявки не только с точки зрения потенциальной угрозы окружающей среде, но и с точки зрения национальной безопасности. Дальше американцы начали заставлять их применить этот закон к заявке «Газпрома», но проблема в том, что российская компания подала ее в мае 2018 года, в то время как закон принят в июле.

С учетом новых правил нельзя рассматривать ту заявку, а отказать с точки зрения экологии тоже очень сложно – ровно по такому же маршруту проходит «Северный поток-1», и его указывала сама Дания как наиболее оптимальный и безопасный. Сейчас говорить о некоей опасности и влиянии на экологию крайне глупо. В итоге датчане попали в патовую ситуацию. С одной стороны выдать разрешение на строительство - значит попасть под удар США, но если не выдать, то по сути себя дискредитировать и нарушить международные нормы», - объясняет Игорь Юшков.

Именно поэтому в Дании продолжают затягивать проект. По всем протокольным нормам какой-то ответ они должны были дать уже давно, но сейчас, по словам эксперта, они предлагают провести новые экологические исследования, обсудить их на общественных слушаниях, и только после этого они готовы еще раз рассмотреть нашу заявку.

Все эти процедуры займут много времени, поэтому «Газпрому» проще построить участок трубы в обход Дании, чем выполнять новые условия. На такое решение, вероятно, рассчитывают и в самой Дании, желая выйти из очень неприятной для себя ситуации без репутационных потерь.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 29.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики