Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли Дания саботировать «Северный поток-2»?

Сможет ли Дания саботировать «Северный поток-2»?

Март на исходе, у «Газпрома» осталось всего девять месяцев на подписание нового транзитного соглашения с Украиной. Если нового договора к 31 декабря 2019 года не будет, то европейцы не смогут получать газ через украинскую ГТС. Это будет серьезный удар как по энергобезопасности Старого света, так и по российскому бюджету, который лишится значительной части налоговых поступлений. Тогда на сцене появятся «все в белом» спасители и-за океана, производители СПГ из США. Хочешь не хочешь, а покупать дорогой газ у них европейцам придется.

Решить проблему зависимости от ненадежного украинского транзита призваны так называемый обходные маршруты вокруг ее территории - «Турецкий поток» и «Северный поток-2». Из них под наибольшим давлением со стороны Вашингтона находится последний газопровод, поскольку он должен запитать экономику Германии и Австрии, в первом случае – основного конкурента США в Европе, относительно недорогим «голубым топливом» в объеме 55 миллиардов кубометров в год. 

В этом противостоянии Москвы, Берлина и Вашингтона очень хорошо видно, какие государства Европы фактически не имеют суверенитета, поскольку действуют вопреки собственным интересам под указку американских газопромышленников. Так, Швеция, Финляндия, да и сама Германия длительное время тянули с выдачей разрешения на прокладку «Северного потока-2». С большим скрипом проект все же удалось с ними согласовать. Трубопровод по дну Балтийского моря уже строится, проложено 800 километров из 2100. 

Однако теперь все упирается в неожиданное противодействие со стороны Дании, на долю которой приходится не более 10% длины газопровода. Как же Копенгаген саботирует российско-германий проект?

По изначальной заявке оператор «Северного потока-2» предлагал проложить газопровод рядом с его «старшим братом». Но в Дании были оперативно приняты поправки в законодательство, согласно которым Королевство вправе заблокировать заявку на строительство трубопровода на своем континентальном шельфе, где ранее без особых политических проблем был проложен «Северный поток-1».

«Газпром» предложил Копенгагену обходной маршрут с северо-парадной стороны от шведского острова Борнхольм. Путь получился длиннее первоначального, но вне территориальных вод Дании, поэтому вопрос строительства «Северного потока-2» определяется уже не датским, а международным правом. Экологическое обоснование, предоставленное российской компанией, вполне позволяло согласовать проект.

Вариант «Газпромом» был выбран вполне удачным. Но теперь, не имея возможности запретить стройку, Копенгаген начал ее затягивать. Так, датское энергетическое агентство попросило рассмотреть вариант прокладки трубопровода уже к югу от того самого острова Борнхольма, в датских водах. Самое примечательное состоит в том, что данная территория длительное время была спорной, поскольку свои права на нее предъявляли Варшава. Однако буквально в конце прошлого года Дания и Польша неожиданно разрешили спор, длившийся сорок лет, в пользу Королевства. 

Столь неожиданную покладистость и готовность к компромиссам объясняет российский эксперт Алексей Гривач:

Дания выступает в качестве колонии Вашингтона, которая действует исключительно в интересах американского бизнеса и американской элиты. Интересы Дании и ЕС в области безопасности в расчет не принимаются.

Своей новой заявкой Копенгаген может затянуть процесс на несколько месяцев, которые понадобятся на новую экологическую экспертизу. И кто сказал, что потом не возникнут очередные «интересные варианты»? Если же «Газпром» согласится на прокладку своей трубы через датскую территорию, то он окажется зависим от Королевства Датского в качестве транзитера, где, как у классика, «что-то явно прогнило».
Автор: Сергей Маржецкий

Источник: Репортёр, 29.03.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики