Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли Дания саботировать «Северный поток-2»?

Сможет ли Дания саботировать «Северный поток-2»?

Март на исходе, у «Газпрома» осталось всего девять месяцев на подписание нового транзитного соглашения с Украиной. Если нового договора к 31 декабря 2019 года не будет, то европейцы не смогут получать газ через украинскую ГТС. Это будет серьезный удар как по энергобезопасности Старого света, так и по российскому бюджету, который лишится значительной части налоговых поступлений. Тогда на сцене появятся «все в белом» спасители и-за океана, производители СПГ из США. Хочешь не хочешь, а покупать дорогой газ у них европейцам придется.

Решить проблему зависимости от ненадежного украинского транзита призваны так называемый обходные маршруты вокруг ее территории - «Турецкий поток» и «Северный поток-2». Из них под наибольшим давлением со стороны Вашингтона находится последний газопровод, поскольку он должен запитать экономику Германии и Австрии, в первом случае – основного конкурента США в Европе, относительно недорогим «голубым топливом» в объеме 55 миллиардов кубометров в год. 

В этом противостоянии Москвы, Берлина и Вашингтона очень хорошо видно, какие государства Европы фактически не имеют суверенитета, поскольку действуют вопреки собственным интересам под указку американских газопромышленников. Так, Швеция, Финляндия, да и сама Германия длительное время тянули с выдачей разрешения на прокладку «Северного потока-2». С большим скрипом проект все же удалось с ними согласовать. Трубопровод по дну Балтийского моря уже строится, проложено 800 километров из 2100. 

Однако теперь все упирается в неожиданное противодействие со стороны Дании, на долю которой приходится не более 10% длины газопровода. Как же Копенгаген саботирует российско-германий проект?

По изначальной заявке оператор «Северного потока-2» предлагал проложить газопровод рядом с его «старшим братом». Но в Дании были оперативно приняты поправки в законодательство, согласно которым Королевство вправе заблокировать заявку на строительство трубопровода на своем континентальном шельфе, где ранее без особых политических проблем был проложен «Северный поток-1».

«Газпром» предложил Копенгагену обходной маршрут с северо-парадной стороны от шведского острова Борнхольм. Путь получился длиннее первоначального, но вне территориальных вод Дании, поэтому вопрос строительства «Северного потока-2» определяется уже не датским, а международным правом. Экологическое обоснование, предоставленное российской компанией, вполне позволяло согласовать проект.

Вариант «Газпромом» был выбран вполне удачным. Но теперь, не имея возможности запретить стройку, Копенгаген начал ее затягивать. Так, датское энергетическое агентство попросило рассмотреть вариант прокладки трубопровода уже к югу от того самого острова Борнхольма, в датских водах. Самое примечательное состоит в том, что данная территория длительное время была спорной, поскольку свои права на нее предъявляли Варшава. Однако буквально в конце прошлого года Дания и Польша неожиданно разрешили спор, длившийся сорок лет, в пользу Королевства. 

Столь неожиданную покладистость и готовность к компромиссам объясняет российский эксперт Алексей Гривач:

Дания выступает в качестве колонии Вашингтона, которая действует исключительно в интересах американского бизнеса и американской элиты. Интересы Дании и ЕС в области безопасности в расчет не принимаются.

Своей новой заявкой Копенгаген может затянуть процесс на несколько месяцев, которые понадобятся на новую экологическую экспертизу. И кто сказал, что потом не возникнут очередные «интересные варианты»? Если же «Газпром» согласится на прокладку своей трубы через датскую территорию, то он окажется зависим от Королевства Датского в качестве транзитера, где, как у классика, «что-то явно прогнило».
Автор: Сергей Маржецкий

Источник: Репортёр, 29.03.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики