Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Препятствия "Северному потоку-2" перешли в разряд гипотетических

Препятствия "Северному потоку-2" перешли в разряд гипотетических

Миллер справедливо опроверг заявления о препятствиях для "Северного потока-2" – он будет достроен, но использование газопровода попытаются ограничить. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Попытки остановить проект "Северный поток-2" продолжаются как со стороны США, так и по линии евробюрократии, однако, вероятнее всего, они будут провальными. Главным риском на сегодняшний день видится Дания, принципиально затягивающая выдачу разрешения на строительство как в своих территориальных водах, так и в исключительной экономической зоне. Копенгаген стал политическим инструментом в руках Вашингтона и Брюсселя – последней надеждой повлиять на проект.

Хотя Дания, скорее всего, в ближайшее время выдаст разрешение и проект будет достроен вовремя – в противном случае это грозит разбирательством в суде, что вряд ли в интересах Копенгагена. Однако если РФ пойдет в суд, это серьезно затормозит проект. Хотя Москва считает, что для прокладки "трубы" в исключительной экономической зоне Дании достаточно уведомления, ведь газопровод считается транспортной инфраструктурой, и препятствовать ее развитию Копенгаген не может", - отмечает эксперт.

Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер опроверг противоречивые заявления западных стран о негативном для проекта будущем. "Все те заявления, которые делались последнее время, они не соответствуют действительности. В общем и целом, нет никаких каких-то фатальных юридических препятствий, которые бы позволили нам говорить сейчас о том, что мы можем не завершить строительство "Северного потока-2" до конца 2019 года", - сказал Миллер.

"Строительство "Северного потока-2" можно считать уже решенным вопросом – противопоставить ему уже практически нечего. Но следующий вопрос – как готовый проект будет работать, и здесь также противники газопровода попытаются добиться максимально невыгодных для России условий. Именно поэтому предпринимаются попытки переписать антимонопольное регулирование газопроводов в ЕС.

Именно из-за подобных действий почти семь лет "Северный поток-1" работал вполовину своей мощности из-за ограничений к его продолжению в ЕС – пока шли суды по этому вопросу в Европе. В конечном итоге ограничения были сняты, но упущенную выгоду никто не вернул. Поправки в газовую директиву ЕС все еще не приняты, и не ясно, в каком виде это будет сделано – Германия бьется за максимально "мягкий" вариант законов. Кроме того, не понятно, как молодое право Европы интерпретирует нововведения", - подчеркивает аналитик.

Попытки противодействия

"Северный поток-2" - строящийся магистральный газопровод из России в Германию через Балтийское море длиной свыше 1,2 тысячи км. Проект стал расширением "Северного потока". Проектная мощность - 55 млрд кубометров в год. К 13 марта 2019 года построено более 830 км. трубопровода. Это составило 34% от общей длины по обеим ниткам. В октябре 2018-го Миллер заявил, что "Газпром" готов начать поставки газа по "Северному потоку-2" с 1 января 2020 года. 

Дания остается последней страной, которая не выдала разрешения на прокладку "Северного потока-2", в отличие от России, Финляндии, Швеции и Германии. На этой неделе энергетическое агентство Дании запросило у оператора проекта газопровода "Северный поток-2" дополнительную экологическую оценку основного маршрута прохождения газопровода, к югу от острова Борнхольм. При этом обе заявки на прохождение газопровода - и с севера, и с юга острова - по-прежнему находятся на рассмотрении властей Дании.

"В случае с Данией сейчас сложилась двоякая ситуация – непонятно, кто победит в давлении на Копенгаген. С одной стороны, есть воздействие со стороны Вашингтона и европейских элит, чтобы затормозить строительство "Северного потока-2". Но с другой, Германия и Австрия напрямую заинтересованы, чтобы проект был реализован в срок и без серьезных проблем. Чьи позиции окажутся сильнее, покажет время.

Пока будущее "Северного потока-2" зависит от того, насколько влиятелен будет Берлин в принятии решений на уровне Евросоюза. Возможно, ему придется согласовывать послабления для проекта с Еврокомиссией или в других вариантах бороться за вывод проекта из-под антимонопольных ограничений. Кроме того, продолжение "Северного потока-2" в ЕС тоже может попасть под антимонопольное регулирование.

А вот санкций США, вопреки ожиданиям, к "Северному потоку-2" все же не последует – слишком большими проблемами с Германией и Европой в целом они могут обернуться для американского правительства. То есть по сути все препятствия для завершения "Северного потока-2" перешли в разряд гипотетических – они вроде бы возможны, но крайне маловероятны", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 31.03.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики