Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за октябрь 2009 г.

Топ-лист событий за октябрь 2009 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за октябрь 2009 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Визит Владимира Путина в Китай

    Редкий случай, когда отсутствие конкретных договоренностей скорее является плюсом, чем минусом поездки. Не секрет, что Игорю Сечину удалось разжечь ожидание подписания судьбоносных контрактов с Китаем по аналогу с нефтяным – крупный кредит под обязательства будущих поставок. Ситуация выглядит не столь однозначной, чтобы смело засовывать голову в пасть китайского дракона. В этом смысле, взятая пауза может быть весьма полезна. Ведь совершенно очевидно, что часть российской политической элиты активно подталкивает Россию в сторону Китая, о финансовых последствиях подобного «содружества» мы недавно писали.

  2. Второе чтение Закона об энергоэффективности

    Об этом Законе говорилось очень много, прежде всего, в контексте запрета на использование лампочек накаливания. Но самое главное заключается в том, что Закон в принципе директивно вводит нормы сокращения потребления энергии. Скорее всего, эти нормы будут спущены на региональный уровень, а там совершенно не понимают, как их выполнять. Борьба за энергоэффективность может привести к тому, что будут банально сокращать подачу электроэнергии на объекты, в том числе и социальной сферы. Понимания того, как это делать технологически, в России нет. Репрессивный же Закон, хоть и несколько смягченный ко второму чтению, не исключено, будет приводить именно к таким банальным способам борьбы за энергоэффективность.

  3. Изменение размера разрешенного отклонения от уровня добычи нефти и газа, определенного в лицензии

    Это шаг в верном направлении. Он говорит о том, что правительство наконец-то начинает задумываться не только о карательных вещах, но и о том, как стимулировать рост добычи. В этом году было очень много налоговых инициатив, в том числе и по новым месторождениям. Это шаг в нужном направлении, но шаги делаются очень медленно и очень поздно.

  4. Обнародование Акта технического расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС

    Виновными были объявлены те, кто отвечал за руководство российской энергетикой в 2001 - 2003 гг., включая и Анатолия Чубайса, который возглавлял РАО «ЕЭС России», и экс-министра энергетики Игоря Юсуфова. Однако очевидно, что ошибки были допущены и на этапе проектирования, и на этапе строительства, и, безусловно, на последнем этапе эксплуатации. По крайней мере, известен факт, что именно перед аварией СШГЭС работала на максимальном уровне мощности за всю свою историю, гнала электричество на алюминиевые заводы по демпинговым ценам. Была задача использовать ситуацию паводка этого года для того, чтобы обеспечить выработку максимально возможного количества электроэнергии. Собственно, с этим тоже не справились, но почему-то комиссия на это обращать внимание не стала. Интересно все же, что виновными были названы достаточно серьезные фигуры, однако совершенно неясно, могут ли они быть привлечены к ответственности? Виноват Чубайс – и что? Виновный экс-министр Юсуфов вместе со своим сыном спокойно купил в Германии верфи – и что? Даже г-н Синюгин (бывший председатель правления ОАО «РусГидро»), как был замминистра энергетики, так им и остается. По слухам, министр Сергей Шматко попросил его написать заявление об увольнении, но пока результатов не видно.

  5. Конфликт «Роснефти» и «Газпрома» по факту недопуска к трубе

    История, в общем-то, не новая. Уже несколько раз «Роснефть» обвиняла «Газпром» в том, что ее не допускают к трубе. Конечно, это вовсе не борьба «Роснефти» за демонополизацию газового рынка и явно не последний случай «любви» двух государственных компаний друг к другу. Прежде всего, это вопрос разборок их политических кураторов, что гораздо более драматично.

  6. Продолжение обсуждения будущего геофизической отрасли и новые проекты создания государственного концерна «Росгеология»

    На самом деле, это еще один пример номенклатурных войн, потому что на сегодняшний день есть два проекта реформирования геофизики и оба предполагают концентрацию усилий в руках одной государственной компании. Концепции эти предложили Минприроды и Минэнерго. Естественно, они расходятся в том, кто же, собственно, должен этот процесс курировать. Таким образом, есть идея объединения усилий геофизического проекта в рамках одного предприятия, но ключевой момент заключается в том, кто же будет это курировать как аппаратно, так и персонально. Е секрет, что многие наши министерства, с точки зрения влияния на них аппаратных группировок, давно уже напоминают слоеный торт, когда на разных уровнях руководства представлены разные номенклатурные команды.

  7. Визит Дмитрия Медведева в Сербию

    Редкий пример нашего успешного вхождения в европейский downstream. Собственно, визит Медведева только закрепил и приобретение «Газпром нефтью» компании NIS, и планы «Газпрома» по строительству подземного газохранилища. Сербия не входит в Европейский Союз, но совершенно очевидно, что это вопрос ближайшего будущего. Наверняка, скоро в ЕС войдет Хорватия, а потом уже и Сербия. Но вот сколько было сказано после январской «газовой войны» на тему необходимости строительства подземных газохранилищ на востоке Европы – не сделано ничего. Все ждут, что будет в этом году. И одна из немногих компаний, готовых строить ПГХ на востоке Европы, это, как ни странно, «Газпром».

  8. Проект «Nord Stream» получил первое положительное экологическое заключение от Дании

    Этот успех был развит в диалоге с Финляндией. Здесь два любопытных момента: во-первых, мы еще не сняли противоречия со Швецией, и очень драматично готовится саммит Россия-ЕС. Даже президент России Дмитрий Медведев намекал, что в Швецию он не поедет. Стокгольм достаточно жестко выступает против этой трубы, и успех с Данией и Финляндией, безусловно, позитивен, но не решает полностью всех политических проблем. К тому же, на Швецию серьезное давление оказывает Брюссель. Есть популярное шведское высказывание, что, когда они строили мост из Копенгагена в Мальмё, им пришлось договориться с каждой рыбой из Балтийского моря. Видимо, с балтийской рыбой договориться можно, но вот с двумя большими рыбами - Европейской комиссией и прежде всего ее председателем г-ном Баррозу, а также с рядом ведомств в самой Швеции (например, министерство обороны) - договориться гораздо сложнее. Г-н Баррозу известен своей идеей-фикс о том, что главная проблема Европы – чрезмерная зависимость от России. При этом Россия в 2009 году будет лишь вторым по значимости поставщиком газа в Европу, первым будет Норвегия. Однако никто не обвиняет Норвегию в том, что она держит Европу за горло. В отношении Финляндии, кстати, любопытно также то, что мы собираемся отказаться от пошлин на лес-кругляк. Тем самым Путин еще раз показал, что для него вопрос газа - приоритетный, и даже лес и другие отрасли могут быть принесены ему в жертву.

  9. Обострение диалога с Туркменией и заявления Туркмении о будущем запрете на реэкспорт туркменского газа

    Очевидно, что Туркмения нервничает, потому что со второго квартала 2009 года поставки газа не идут, а других путей пока у Туркмении нет. Но приближается 15 декабря – дата пуска туркменской части газопровода в Китай, и это позволит Ашхабаду более энергично оказывать давление на Россию. Однако заявление о запрете на реэкспорт газа весьма странное, потому что никакого реэкспорта газа на самом деле давно нет. Мы помним, что конфликт возник из-за того, что Россия обещала Туркмении цену на газ, которая уже была выше, чем на европейском рынке даже без учета даже стоимости транзита. Получается, что по этому договору мы должны были газ у Туркмении покупать с огромным убытком для себя. Странный получается реэкспорт: берем дорого, продаем дешево. Даже формально здесь никакого реэкспорта нет, потому что этот момент связан с особым таможенным режимом для туркменского газа, за который не платится экспортная пошлина в 30% в России, потому что он считается временно ввезенным на российскую территорию товаром. Если бы это был реэкспорт, по идее, «Газпром» должен был бы этот газ купить, потом продать в Европу, тем самым туркменам надо было бы заплатить на 30% меньше, потому что не совсем понятно, почему мы должны компенсировать эту таможенную пошлину. Поэтому здесь туркменам сперва стоит разобраться с калькуляциями, но их политический мотив ясен.

  10. Отказ российского правительства предоставить сетевой режим для трубопроводного экспорта в западном направлении

    На самом деле, было обещание, что со следующего года заработает сетевой тариф, т.е. транспортировка нефти по трубопроводам обойдется нефтяным компаниям одинаково, что в западном, что в восточном направлении. Сегодня обещано, что сетевой тариф будет применяться только к восточному направлению. Это опять же подчеркивает, что условия для повышения привлекательности восточного направления экспорта создаются искусственно. Мы не против диверсификации поставок, но мы совершенно не понимаем, почему диверсификация должна совершаться за счет сознательных потерь для российского бюджета и искусственных льгот для восточного направления. Не проще ли сперва посчитать его рентабельность, а потом так энергично заниматься втаскиванием российских компаний в экспортные проекты в сторону Китая?


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики